«Битлз»! Смоленский вариант

«Битлз»! Смоленский вариант

Ярким, можно без натяжки сказать, - уникальным спектаклем «Битлз – значит любовь» завершил Смоленский Камерный театр двадцать восьмой сезон. Шёл я на спектакль с долькой скептицизма. Камерный театр – театр драматический, традиционный, причём здесь рок-музыка? Пускай и такого ярчайшего уровня как наследие легендарной ливерпульской четвёрки? 

Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

Ярким, можно без натяжки сказать, - уникальным спектаклем «Битлз – значит любовь» завершил Смоленский Камерный театр двадцать восьмой сезон. 

Шёл я на спектакль с долькой скептицизма. Камерный театр – театр драматический, традиционный, причём здесь рок-музыка? Пускай и такого ярчайшего уровня как наследие легендарной ливерпульской четвёрки? Недавно была премьера пластического спектакля «Двенадцать стульев», где актёры молча танцевали, изображая под музыкальные фрагменты историю великого комбинатора, и вот опять нечто реально-музыкальное на драматической сцене. Зачем?..

Так думалось, по пути в Камерный. Конечно, история группы «Битлз» это не только самоотдача талантливых музыкантов, не только их творческий поиск, успех, но и драматизм в личных отношениях, и многое другое, однако никаких пьес даже на Западе, не говоря про любезное Отечество, насколько мне известно, никто не написал. А какой  же спектакль без пьесы?

И толики от оных ворчаний не осталось во мне после спектакля! Возвращаясь домой, перелистывал в памяти одну за другой мизансцены… Звучала музыка в душе, и кружило голову удивление… Как? Как на маленькой, практически не приспособленной к театральным постановкам сцене бывшего кинотеатра удалось поставить захватывающий и очень лёгкий музыкально-драматический спектакль полный и радости и грусти, и благодарной памяти?! Удивительное состояние, когда после спектакля хочется говорить о только что увиденном, вновь и вновь возвращаясь туда, к действу, которое не хочет сердце отпустить.

Это не было шоу с использованием битловских хитов для легкого успеха, заработка! Нет, это был полноценный спектакль, постановщики которого постарались понять, постигнуть и показать драматизм творческого пути одаренных личностей. Получилось убедительно, порой – до кома в горле…      

Сценография заслуженного художника РФ Николая Агафонова сразу вызвала ряд ассоциаций смоленского толка. Посреди сцены на ребре чёрная грампластинка.

Увы, многие наверняка ещё помнят «перл» печатного органа областной комсомольской организации газеты «Смена» под названием «Чёрные диски» (весна 1972 года). Сколько там было сказано гадостей о друзьях-битломанах! Но диск лишь символ, с началом действа он раскалывается пополам, как бы открывая зрителю и действующим персонажам спектакля вход в шестидесятые, в Ливерпуль, в состав группы, в её окружение и в её головокружительный успех.

Хотя в первой мизансцене мы видим прототипов битловской противоположности. Генерал Синих Злюк (арт. Виталий Игнатенко) и его верный Подхалим  (арт. Артём Быстров) обсуждают, как побороть поклонение народа творчеству «Битлз», как сохранить власть над сознанием народных масс. Это уже интересно… А далее – непредсказуемая яркая реальность.

Спектакль строится на сочетании нескольких сюжетных линий. Влюблённость Парня (арт. Денис Овчинников) и Девушки (арт. Анастасия Клецова), восторги поклонниц  битлов и смятение их от восторгов публики, творческий поиск легендарной четвёрки и ещё ряд обаятельнейших персонажей (Сержант Пеппер в исполнении Павла Пирожкова, главный редактор ведущей демократической газеты  в Англии – Артём Быстров) – всё это складывается в единую драматичную историю рождения группы «Битлз», её непростого пути, противоречий её творцов и оппонентов.

Чёрный диск в центре сцены раскалываясь, открывает зрителю и иные символы музыкально-поэтического творчества. Вообще сценография Николая Агафонова, как всегда, выразительна, функциональна, символична и непритязательна одновременно.

Конечно же, в спектакле много музыки. Особенно в первых мизансценах, это ранние вещи «Битлз». Так что кое-кто из зрителей даже начинает танцевать вместе с исполняющими роль поклонниц ансамбля актрисами, находящимися в зале. Да и как удержаться, если вот он – Джон Леннон (арт. Олег Марковкин), стоя посреди зала на поручнях зрительских кресел, зажигательно дирижирует очередным битловским хитом! Кстати, участию публики в действе спектакля его постановщики не противятся, скорее – наоборот. Захватывает действо! Например, краткая, но искренняя любовная история Джона Леннона с одной из поклонниц, завершающаяся созданием одной из лучших ранних песен Леннона.

Рацио Пола Маккартни убедительно симпатично в исполнении Никиты Куманькова, равно как дружественность Ринго Стара (арт. Павел Пьянков), философичность Джорджа Харрисона (арт. Николай Фарносов).

Все мизансцены – о главном в жизни и творчестве битлов. Но исполняются, подаются вне пафоса, легко, как бы пунктиром. С развитием действа музыки всё меньше. Диалоги, монологи, дискуссии. Как быть с оглушающими восторгами публики? О чём петь? Как внятно донести своё мнение до людей? И вопросы внутри коллектива… Вот Ринго Старр, прекрасный парень, но…

И на наших глазах рождается один из хитов «Битлз» – «Жёлтая субмарина» –созданный Ленноном и Маккартни специально для исполнении Ринго.    Монологи, диалоги, споры, контурно отражают непростую историю группы, а не только восторги публики.

Характерна мизансцена в редакции крупной газеты, где Леннон в диалоге с её Главным редактором (арт. Артём Быстров) высказывает своё этическое кредо, не совпадающее ни с мнением главного Редактора ни с его сюсюкальщицами. Здесь нельзя не отметить актрис Маргариту Воронину, Илону Егорову и Алёну Шопот, Татьяну Михальченко, исполнивших и роли поклонниц, и – потом – корреспонденток. Блестяще! Как узнаваемо этот холуйство представителей СМИ, в спектакле это СМЛ (средства массовой лжи)! С их вековечным приседанием пред начальством, погоней за знаменитостями и представителями властей в поисках сенсаций, готовностью к провокациям при полном отсутствии собственной позиции, своего личного взгляда и мнения. Челядь! Несколько мгновений, которые длится мизансцена вполне достаточно для понимания, узнавания и отвержения лжи как таковой. От кого б не исходила…

Постановщики спектакля отказались от гримирования исполнителей главных ролей. Нет длинных волос, бород, нет битловок, а вот образ легендарной четверки налицо. Образ простых, талантливых ребят. Живых, честных, чутких и небезупречных. Мы видим, как, почему ансамбль «Битлз» идёт к распаду. Зритель и любуется, и сочувствует, и подпевает… Органично, легко мы прощаемся с битлами, это предпоследняя мизансцена. Стоят четыре мальчишки, говорят о своём творчестве, да нет – о работе, в их лексике нет и тени возвышенности, некоего пафоса. Они просты, честны, талантливы. Что сделали вместе – замечательно, пришла пора работать отдельно. И тут же – прощание. Сообщение об убийстве Джона Леннона в декабре 1980 года, о смерти Джорджа Харрисона в 2001 году, о продолжении творческой работы Полом Маккартни и Ринго Старром и по сей день.

Но это уже не «Битлз», это отдельные талантливые музыканты, но… А «Битлз» – вот они, стоят на авансцене Смоленского Камерного театра, навсегда покорив его зрителей. Навсегда молодые, свежие, честные, талантливые.

Завешает спектакль документальная съёмка последнего совместного выступления битлов после записи их последнего совместного альбома «Путь будет так», которую смотрят все: и зал и занятые в спектакле актёры.                    

Овациям нет конца, публика благодарит театр стоя.

Но как же, из чего родился такой спектакль? Кто постановщик?

Это выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа Илья Леонов, занимался в мастерской народного артиста России Валерия Беляковича. Ранее написал пьесу о Джоне Ленноне, которая вошла в шорт-лист Международного конкурса «Современная  драматургия». Приезжая в Смоленск на актёрские тренинги, откликнулся на желание актёров Камерного театра и написал текст для постановки спектакля о битлах. За основу текста взял письма, интервью музыкантов, тексты их песен. В сезоне грядущем сделает ещё несколько постановок на сцене Смоленского Камерного театра. Успехов!

Опубликовано в журнале "Смоленск", 2017, №8 

Автор: Александр Березнев

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2018

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer