Битлз - значит любовь

Битлз - значит любовь

ilya-leonov​Заключительным аккордом  театрального сезона 2016-2017 гг. в Смоленском Камерном театре  станет спектакль «Битлз – значит любовь» в постановке московского режиссёра Ильи Леонова. Драматургической основой спектакля является пьеса «Битлз – значит любовь», написанная самим постановщиком специально для артистов Камерного театра. Илья Леонов познакомился с ними во время мастер-класса по сценической импровизации, который он проводил в Смоленском Камерном театре зимой 2017 года. 

Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

 

Заключительным аккордом  театрального сезона 2016-2017 гг. в Смоленском Камерном театре  станет спектакль «Битлз – значит любовь» в постановке московского режиссёра Ильи Леонова. Драматургической основой спектакля является пьеса «Битлз – значит любовь», написанная самим постановщиком специально для артистов Камерного театра. Илья Леонов познакомился с ними во время мастер-класса по сценической импровизации, который он проводил в Смоленском Камерном театре зимой 2017 года.

Илья Леонов заканчивает режиссерский факультет РУТИ-ГИТИСа (мастерская народного артиста РФ Валерия Беляковича).  Окончил Школу кино и телевидения в Останкино. Прошёл мастер-классы у таких режиссеров, как Ромео Кастелуччи, Томас Остермайер, Люк Персеваль, Ян Фабр, Эймунтас Някрошюс. Участник Международной научной конференции «Театр и театроведение в начале XXI века: Поиски, проблемы, тенденции».
Как режиссер-постановщик Илья Леонов является автором пяти спектаклей. Два из них поставлены в Подмосковье, на сцене Ивантеевского музыкально-драматического театра, который в нынешнем году отмечает 20-летие со дня основания. К слову, создателями театра в Ивантеевке являются родители Ильи  – Елена и Александр Леоновы, так что театр с самого  детства является неотъемлемой частью жизни молодого режиссёра. Последний спектакль Ильи Леонова на сцене Ивантеевского театра – «Вино из одуванчиков» по мотивам романа Рэя Брэдбери – судя по отзывам в прессе, очень интересен по форме. Сложный психологический текст Р. Брэдбери, построенный как воспоминания главного героя (многие наверняка помнят телефильм 1997 года с Иннокентием Смоктуновским в роли полковника Фрилея), режиссёр трансформировал в драматическое действие с множеством персонажей и сцен, с признаками одновременно и трагедии, и комедии.
Успел проявить себя Илья Леонов и как драматург. Ещё в 2011 году его пьеса  о Джоне Ленноне «Парень из Ливерпуля» попала в шорт-лист конкурса современной драматургии «В поисках нового героя»,  посвященного 100-летию со дня рождения драматурга Виктора Розова. Конкурс был весьма представительным. Его организаторы – Министерство культуры Российской Федерации, Российский государственный академический Молодежный театр, Литературный институт им А.М.Горького и журнал «Современная драматургия». Так что пьеса о легендарной  ливерпульской четвёрке «Битлз – значит любовь» появилась отнюдь не на пустом месте.

Как рассказывает сам режиссёр, идеей поставить на сцене Смоленского Камерного театра спектакль на музыку группы  «Битлз» он увлёкся благодаря случайному, в общем-то, разговору с главным художником театра Николаем Агафоновым. Участниками разговора были также завмуз Владислав Макаров, который, как и Николай Агафонов, в силу возраста сам был свидетелем феноменального успеха этой группы не только в англоязычных странах, но и у нас, в России. Для Агафонова и Макарова спектакль о «Битлз» – даже не то что бы идея, а мечта, образно говоря, мысли вслух, которыми оба они поделились  с молодыми режиссёрами. В разговоре, вполне приватном, участвовали также Андрей Шанин и Александра Иванова. Было это зимой. Илья тогда впервые приехал в Смоленск.

А уже в середине мая пьеса «Битлз – значит любовь»  была прочитана труппе, и начались репетиции. Премьера  назначена на 29 июня.

Мы беседуем с Ильей Леоновым в театре, после репетиции.

– Что Вас, сегодняшнего молодого человека, привлекает в Джоне Ленноне? – спрашиваю я. – Поколение, чья юность пришлась на конец 60-х –70-е годы восхищалось не только самой музыкой «Битлз», но и их непринужденностью, свободой в выражении чувств, самых сокровенных. А сейчас?

– Что привлекает в Ленноне? Это обыкновенный парень… На него сыплется слава, но от сути своей он не уходит, остается собой: «Выше нас только небо»… То есть для меня на первом месте здесь тема обычного человека, которому свойственно заблуждаться, который сомневается, делает ошибки … У него песня есть «Парень с окраины»… Моя пьеса «Парень из Ливерпуля» построена как последнее интервью Джона Леннона. Судя по  письмам, гибель свою Джон предчувствовал … Мы с однокурсниками по письмам Леннона сделали эскиз спектакля в Театре на Поварской. Целью было сопоставить «Битлз» и «Ласковый май». При всех различиях обе группы объединяет то, что им довелось пережить пик феноменальной популярности. Общее и то, что оба проекта коммерческие. Но сцена на Поварской закрылась, и как-то это всё повисло в воздухе.

–  То есть пьеса «Битлз – значит любовь», по которой Вы ставите спектакль в Камерном театре,  продолжает Ваши размышления о легендарной группе?

– После того случайного, в общем-то, разговора с Николаем Агафоновым и остальными я стал думать, как сделать спектакль о «Битлз», какую можно придумать форму… Понятно, что отталкиваться нужно от мифа о ливерпульской четвёрке, сюда же вошли бы песни, стихи, выдержки из личных писем, словом, реальные факты вперемешку с вымыслом. Это как бы взгляд из нашего времени на это мировое явление, символ эпохи. Впрочем, ещё и определенный символ музыкального искусства.

Что хотелось бы подчеркнуть, наш спектакль – это не памятник «Битлз». Актёры – современные молодые люди – не изображают реальных Джона, Пола, Джорджа и Ринго, а как бы играют в них, этих героев, используя факты, почерпнутые из писем и дополняя их своими фантазиями на тему The Beatles... Жанр мы обозначаем как «ревю», то есть в буквальном смысле «обзор». Не ставлю я в спектакле и вопрос, почему «Битлз» распались… Разумеется, были причины. Одна из них – бюрократическая, которую олицетворяют несколько персонажей, условно названных Злюками, безусловно, внешняя. Остальные причины чисто внутренние, надеюсь, наш спектакль некоторые из них поможет увидеть.

– Скажите, Илья Александрович, а сегодняшние молодые люди по-прежнему слушают песни «Битлз» или их давно уже затмили новые кумиры?

– Я считаю, что интерес к феномену «Битлз» никуда не исчез. Тем более что сегодня вообще во многом наблюдается возвращение к 60-м годам, ведь именно в 60-е произошла музыкальная революция. Это золотая эпоха Голливуда, итальянский неореализм в кино. Да и винил снова в моде…

Много сейчас говорится про свободу, самосовершенствование, единство с природой – это тоже началось в 60-е. К слову сказать, сейчас на сцене я не знаю пьесы, чтобы героями были Джон, Пол, Джордж и Ринго. Вот про Джима Моррисона, лидера группы The Doors, был спектакль. Юрий Муравицкий поставил…

Работа над спектаклем «Битлз – значит любовь» в разгаре. В интернете объявлен конкурс на лучший снимок с хэштегом «битлывкамерном». Победители получат пригласительные на премьеру, которая назначена на 29 и 30 июня и 1 июля. А 8 июля состоится последний в этом сезоне спектакль.

 

Светлана Романенко

Опубликовано: «Московский комсомолец» в Смоленске» 14 июня 2017 года

Автор: Светлана Романенко

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2018

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer