Контрабас и контр бес

Контрабас и контр бес

kontrabas          Смоленский Камерный театр представил зрителю ещё одну интереснейшую       премьеру – на этот раз смоляне могли увидеть самостоятельную работу артиста Никиты Куманькова по мотивам пьесы Патрика Зюскинда «Контрабас».

Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

img_9533Отрывочные зарисовки из жизни заурядного музыканта симфонического оркестра, его мысли о жизни, смерти, роли инструмента в его судьбе, представил публике режиссёр-постановщик Виталий Игнатенко.

Перед нами, спотыкаясь и путаясь среди символических струн, возникает мужчина средних лет, который рассказывает о себе и своей невзрачной, нервной, полной раздражения и депрессии, жизни. В ней, по сути дела, нет ничего, кроме инструмента, полностью овладевшего всеми поступками и эмоциями героя.

Жизненная исповедь, при этом, с «плюса» постепенно переходит на «минус» - взахлёб начав рассказывать о роли контрабаса в оркестре, его преимуществах и незаменимости, музыкант вскоре способен вспомнить лишь негативные эмоции и чувства, так или иначе связанные со своим громоздким инструментом. Контрабас одновременно проклятие и всё, что вообще в жизни есть.

Контрабас постоянно что-то у него отнимает – то по два-три литра жидкости за оперу, то вытесняет его из собственной скромной квартиры, и вообще, по словам героя, игра на контрабасе – это «тяжёлый физический труд». Даже последнее пальто пришлось отдать, чтобы прикрыть боящийся влаги инструмент от дождя.

Оркестр в представлении контрабасиста - это слепок и отражение всего человеческого общества, контрабас же в этом обществе по «статусу» ниже даже литавр, потому что их все замечают, восхищаются, а контрабасист даже встать во время аплодисментов не может, задавленный грузом и массой своего инструмента.

Одержимый фобией, персонаж Никиты Куманькова изливает зрителю душу, что контрабас мешает ему даже в личной жизни, у него, по вине оркестрового гиганта, уже два года не было и намёка на какие-либо отношения с женщиной.

Натянутые по сцене струны душат героя, зритель постепенно видит, как они собираются в подобие креста, что он несёт по жизни. В одной из сцен несчастный музыкант решил ответить контрабасу тем же - непроизвольно он повесил чёрную ленту на него, подспудно желая его смерти, задушил ему струны.

Светочем в «тёмном царстве», его единственной отдушиной, является, пожалуй, лишь молодая оперная певица, в которую он без памяти влюблён. Откровенно говоря, назвать её насколько-то реальным человеком сложно. Скорее, она несбыточная мечта,  лишь образ, воплощающий всё самое лучшее и доброе. Появляясь несколько раз за пьесу, «женщина в красном», как антипод, даёт герою передохнуть от тяжких дум и размышлений, мягко ходит по струнам, как бы лаская их, снимая перманентное напряжение и разряжая обстановку как на сцене, так и в зрительном зале.

Но, к сожалению, каждый раз мечта улетучивается, и музыкант вновь остаётся один на один со своим страхом и ненавистью к инструменту, который его кормит. «Фрак выдаётся, а о рубашке необходимо заботиться самому», - такой фразой герой подытоживает неизбежность всего с ним происходящего.

Постановка очень тонкая, почти интерактивная. Ответы на вопросы, которые сам себе и окружающим задаёт главный герой, почти всегда совпадают с мыслями зрителя. Западноевропейская разновидность отечественного «человека в футляре» заставляет зал задуматься о действительно глобальных и важных проблемах, а сам корень всех бед – контрабас – из конкретного предмета и инструмента вырастает до масштабов незримого гнёта, неудач в жизни человека, его духовной ограниченности и страха перед реальностью.

img_9533img_9637img_9653img_9664img_9725img_9805img_9837

 

 

Автор: Дмитрий Комаровский

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2018

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer