Но Гоголя Гоголем не испортишь!

Но Гоголя Гоголем не испортишь!

noch3

Спектакль «Ночь перед Рождеством» (автор инсценировки и режиссёр-постановщик Александра Иванова, сценография и костюмы Николая Агафонова) получился по-настоящему святочным.

 

Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

Спектакль «Ночь перед Рождеством» (автор инсценировки и режиссёр-постановщик Александра Иванова, сценография и костюмы Николая Агафонова) получился по-настоящему святочным.

Замечательные декорации – с уютным, занесенным снегом крошечным хутором, на который мы смотрим будто бы с неба, откуда Чёрт (арт. Никита Куманьков) украл месяц. А Месяц (арт. Ксения Вишнякова) расхаживает по земле и оказывается прехорошенькой панночкой. Тут появляется новый, оригинальный мотив этой кражи.

К счастью, еще сохранился какой-то национальный колорит этой гоголевской повести. В начале спектакля звучат народные рождественские песни, которые потом сменяются современными русскими и зарубежными шлягерами. Надо отдать должное постановщику спектакля. Такой прием может легко превратить самый лучший драматургический материал в откровенную пошлость, в формат «Кривого зеркала» или студенческого капустника. Однако чувство вкуса и меры не позволяет Камерному театру эту черту переступить. В  интерпретации Александры Ивановой «Ночь перед Рождеством» превращается в классическое карнавальное площадное действо (что, кстати говоря, очень органично для рождественских святок).

Атмосфера тотальной пародии, профанации, грубоватых шуток, обмана зрительского ожидания царят и на сцене, и переходят в зал, как и заведено во время карнавала. Очень органично зрители включаются в то, что происходит на сцене, вовлекаются в потешные игры, от души смеются, обнимаются, целуются, что создает замечательно теплую атмосферу в зале. Так – с помощью современной музыки и пластики, интерактивного взаимодействия со зрителями – сокращается, если не сказать, исчезает, дистанция между веком XIX и XXI,  Малороссией и сегодняшней Россией, Гоголем и его современными читателями.

Наверное, самой экстремальной на сегодняшний день была бы предельно аутентичная постановка «Ночи перед Рождеством». Мы как-то все (учителя литературы, режиссёры и т.п.) озабочены тем, чтобы читателю, зрителю не было скучно при чтении (восприятии) классики… Но Гоголя Гоголем не испортишь. Он настолько хорош, что еще более актуальной художественной (и педагогической) задачей могло бы стать возвращение сегодняшним читателям и зрителям всего великолепия, богатства, колорита гоголевского языка, поэзии народных традиций, обрядов…

Возвращаясь к постановке «Ночи перед Рождеством» в Камерном театре, хотелось бы отметить удачные сценографические решения, например, полета Вакулы с Чертом к императрице, эпизода встречи с императрицей, самой линии Черта в этом спектакле. Тут был сохранен метафорический театр, который будит воображение и приглашает к сотворчеству.

Ирина Романова, зав. кафедрой русской литературы СмолГУ

Автор: Ирина Романова

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2018

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer