ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С НАМИ

ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С НАМИ

27 марта не только профессиональный праздник служителей Театра, когда на сценах  они дают  премьеры или лучшие спектакли  репертуара. Это  особенный  день для всех, кто талантливо умеет смотреть и слушать, наслаждаясь роскошью общения с лучшими образцами отечественной и зарубежной драматургии, не уставая  искренне  восхищаться  при этом мастерством исполнителей.  

            О театре, талантах и поклонниках – гость редакции «СН», директор Смоленского Камерного театра Оксана Неклюдова.

Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

          Вчера отмечался очень красивый праздник – Международный День Театра, а поскольку  человечество делится на артистов и зрителей,  27 марта не только профессиональный праздник служителей Театра, когда на сценах  они дают  премьеры или лучшие спектакли  репертуара. Это  особенный  день для всех, кто талантливо умеет смотреть и слушать, наслаждаясь роскошью общения с лучшими образцами отечественной и зарубежной драматургии, не уставая  искренне  восхищаться  при этом мастерством исполнителей.  

            О театре, талантах и поклонниках – гость редакции «СН», директор Смоленского Камерного театра Оксана Неклюдова.

       

 –  Оксана Александровна, благополучно миновали два года Вашей работы на посту директора  Смоленского Камерного театра и, позвольте заметить, что театру они пошли впрок. Театр обрел свое лицо:  разумно сформированная  труппа, весьма  любопытные спектакли, а главное, чем, собственно, и оценивается работа любого творческого учреждения -   настоящий зрительский интерес и, как следствие, ежевечерняя  заполняемость зала -  на уровне премьеры, т.е. каждый вечер – аншлаг.  И это за два года, что для провинции весьма условный срок. Скажите, два года назад Вы пришли в театр с конкретными и четко сформулированными планами? И если «да», то удалось ли полностью реализовать задуманное?

         – Знаете, мое личное ощущение, что я работаю в Камерном театре половину своей жизни. Мне настолько стал близок этот театр и настолько родным стал его  коллектив, что даже сотрудники говорят: «Оксана Александровна, не верится, что Вы у нас всего два года, кажется, что Вы пришли давным-давно, хотя эти два года пролетели как одно мгновение». Работая семнадцать лет в культуре, я знала, что главная проблема работников культуры – низкие заработные платы, на которые просто нельзя жить, а актерам на такие деньги тем более прожить невозможно  потому,  что актер должен соответствовать. Он должен прекрасно выглядеть, должен за собой ухаживать.  Он  каждый день выходит на сцену. Актер должен и хорошо питаться, и высыпаться, и одеваться, и посещать косметологов. А для всего этого нужны деньги. Конечно, я была удивлена тому, какие зарплаты получают артисты. Мне казалось, что уж в театре все по-другому. И я очень рада, что нам удалось изменить ситуацию. Когда я впервые держала слово перед коллективом, я сказала, что знаю, как нужно работать, чтобы увеличились заработные платы. И в этом плане я не обманула.  Мы стали интереснее, активнее и лучше работать. Все ведь взаимосвязано. Конечно, нам очень помогли майские Указы Президента. Смотрите, не так давно у нас была средняя заработная плата по театру 24 тысячи с небольшим, теперь уже больше 28  тысяч. Мы соответствуем «дорожной карте»  и хочу сказать, что есть в театре актеры, которые работают на две ставки. Я это приветствую и специально не беру людей со стороны, а то, что актеры-мужчины работают монтировщиками сцены – это замечательно потому, что у них есть возможность получать две зарплаты. И в январе некоторые артисты получили больше, чем руководитель театра. А еще я хочу сказать, что если раньше мы могли снимать только одну квартиру, то сегодня у нас несколько артистов, которым театр помогает снимает жилье.  Артисты довольны. Повторяю, все взаимосвязано. Чтобы театр стал зарабатывать деньги, спектакли должны быть интересны зрителю. Поэтому хорошие спектакли дают нам постоянно все новых и новых зрителей. Более того, многие смотрят спектакли по нескольку раз. У нас сплошные аншлаги, а что может быть лучше для театра? Конечно, у нас маленький зал, но заполняем мы его полностью.  Это дало возможность премировать не только артистов, но и всех сотрудников театра. Но чтобы спектакли пользовались успехом у зрителей, должны быть интересные  режиссеры,  талантливая труппа, хорошие художники-постановщики.  Сегодня все они у нас есть и, как результат,  абсолютно разные спектакли, но преобладают комедии. Мы хотим, чтобы зрители радовались и с удовольствием проводили у нас свободное время. У нас в театре есть «Книга отзывов», где зрители после каждого спектакля оставляют свои впечатления. Мы эти отзывы  постоянно анализируем. Они бывают не всегда восторженными, но, благодаря им,  мы понимаем, на что надо обратить внимание.  Конечно, зрителю хочется разножанровых спектаклей, не только комедий, поэтому уже в апреле нас ждет премьера спектакля в постановке Ильи Леонова. Думаю, что этого режиссера многие полюбили после спектакля «Битлз – значит любовь». На этот раз он ставит спектакль с очень интересным названием «Пушкин. Любовь. Чума».  Это его  сочинение , где он использует несколько произведений  Пушкина. Актерам нравится работать над этим спектаклем, действительно, очень необычным по форме, по музыке. Оформляет спектакль главный художник театра, засл.художник России Николай Агафонов.  Я думаю, что спектакль «Пушкин.Любовь.Чума» будет интересен не только взрослому зрителю, но и  подросткам, потому что «Маленькие трагедии» - материал школьной программы. И вообще – это классика. А если посмотреть на наш репертуар, то сегодня в нем Островский, Гоголь, Пушкин, а закрывать этот сезон мы будем «Преступлением и наказанием» Достоевского. Это будет пластический спектакль нашего главного режиссера Александры Ивановой, которым она давно мысленно живет.  Саша  учится в «Школе Константина Райкина» и уже проговаривает со своим мастером Камой Гинкасом, какой видит эту работу. Думается, что это будет весьма необычный спектакль. А вообще-то мы хотим сделать свой театр площадкой эксперимента. Очень часто актеры хотят попробовать себя в режиссуре, и мы в этом им не отказываем. Сейчас наш актер, который, кстати,  несколько лет работал в Смоленской драме, Александр Иванов (с этого сезона он у нас) работает над  собственной  мистической драмой  «Оборотень Лис».  Саша очень интересный человек, пишет книги. «Оборотень Лис» - его самостоятельная работа. Артисты выкраивают свободное время, в основном, в выходные дни, репетируют этот спектакль.

         – Вчера все театры мира отметили свой профессиональный праздник – Международный День Театра.  Чем порадовал своего зрителя Смоленский Камерный театр?

          – В конце марта – начале апреля у нас пройдет цикл премьер. Завтра, 29 марта, на нашей сцене мистическая драма «Оборотень - Лис». Думаю, что этот спектакль будет интересен молодежи. В нем поднимается  вопросы  взаимоотношений молодых людей, любви, преданности, разочарований. Убеждена, что театр должен вести и просветительскую работу, поэтому впервые  мы хотим провести ряд мастер-классов для зрителей всех возрастов. Наши актеры и режиссеры на несколько дней превратятся в лекторов и педагогов. Режиссер Андрей Шанин прочтет лекцию о документальном театре, Александра Иванова, наш главный режиссер, проведет мастер-класс по импровизации, актриса Полина Кроль – мастер-класс по сценической речи с элементами актерского мастерства, а актер Александр Иванов покажет экспериментальную работу «Оборотень Лис». 

В Москве подобные мастер-классы проводятся давно и очень востребованы. Мы тоже хотим попробовать, а  за  одно  сделать себе подарок к очередному дню рождения театра – 1 апреля.  Ну, а как воспримет это смоленская публика – посмотрим.

            – Оксана Александровна, когда Вы пришли в Камерный театр, он был не в самом лучшем состоянии: в связи с уходом ведущих артистов, рухнул, практически, весь репертуар. Играть было нечего. Но как-то так случилось, что театр  не был в простое,  совершенно нормально функционировал. Как вам удалось не впасть в кому?

             – Это был очень трудный период. Вообще, когда приходишь на новую должность, в новый коллектив,  где-то полгода присматриваешься, чтобы понять, почувствовать людей.  У меня этого времени не было, но не зря говорят: даже плохой пиар – это пиар. Столько,  сколько писали о нас СМИ, за что я сегодня очень благодарна всем смоленским корреспондентам, в нашем городе не писали ни о ком и никогда. Писали даже о том, чего в природе не существовало. Люди входили в Интернет, а там – все про Камерный театр! И все, естественно, интересовались: а что же  такое происходит в этом Камерном театре, и почему  о нем столько говорят? Надо пойти посмотреть! А у нас на тот момент было всего три спектакля, благодаря которым мы выжили. Огромное спасибо Александре Ивановой,  сумевшей за месяц сделать «Шинель».  Прекрасный пластический спектакль, он на то время стал нашей визитной карточкой, а в этом году мы хотим принять с ним участие в Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег». А в те трудные  дни мы вдруг почувствовали большой прилив зрительского интереса к нашему  маленькому театру. Потом мы поменяли облик фасада, что тоже было отмечено зрителями. Когда  Илья Леонов  поставил  «Битлз – значит любовь», перед театром установили  большие буквы с названием спектакля, на фоне которых  люди делали селфи.  Ну, а потом появился репертуар. Город у нас маленький, «сарафанное радио» работает безотказно. Пришли семьей, посмотрели, понравилось, обзвонили родственников и друзей, те пришли. Ну, а далее – по накатанной.  Мы очень хотим, чтобы наш маленький театр был уютным, и  потому в этом году  у нас большие планы. С нетерпением ждем мая, вместе с бухгалтерией  группируем каждую копейку, чтобы полностью изменить фойе первого этажа. Необходимо поменять  очень неудобную гардеробную. При постоянных аншлагах зрителям приходится долго стоять, чтобы сдать или получить верхнюю одежду. Это, естественно, напрягает, поэтому мы будем расширять фойе.  Не зря «театр начинается с вешалки». Я мечтаю, чтобы в нашем красивом городе появилось учреждение культуры, где дамские шубки вешают на плечики, как это должно быть в театре.  И мы непременно это сделаем.

          – Браво, Оксана Александровна! Это я в адрес обозримого счастливого будущего. Но сегодня громкие аплодисменты и восторженные слова звучат в адрес ваших артистов. Есть у вас изумительный мальчик по имени Никита Куманьков, который, например, меня сразил наповал в моноспектакле «Контрабас», а потом в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». В Камерном театре  каждый новый сезон пополняется молодыми артистами. Откуда они к вам приходят?

           – Никита Куманьков, действительно, очень популярен. У него даже есть свой фан-клуб. Я очень люблю Никиту, и не только как  талантливого актера, но и как очень порядочного человека. К Никите можно обратиться за помощью в любой сложной ситуации, и он никогда не откажет. А еще он очень упорный, всегда  «на отлично» решает задачи, которые перед собой ставит. Но у нас много талантливых, пластичных  и очень музыкальных артистов. Это и Павел Пирожков, и Николай Фарносов, и Денис Овчинников, и Олег Марковкин.  Алена Шопот уже много лет служит в нашем театре, Илона Егорова – хорошая актриса и очень красивая женщина, что немаловажно. Надежда Трапезникова – это, вообще, находка для нашего театра. Три ее персонажа в «Двенадцати стульях» – настоящая бенефисная работа.

 Две молодые актрисы приехали к нам в этом сезоне: Полина Кроль и Ксения Вишнякова. Обе играют в «Веселом вдовце», и на наш взгляд – это прекрасные работы.  

Обычно в театральных труппах женщин больше, чем мужчин. У нас в этом сезоне – наоборот.  Из Пензенского областного драматического театра к нам перебрался Андрей Аббасов. Почему он приехал в Смоленск? Вы будете удивлены. Андрей влюблен в смоленский фольклор, в его красоту и разнообразие. В свое время Андрей работал в Москве,  в музыкальном театре национального искусства  под руководством Назарова. Там судьба свела его с очень интересным человеком Наталией Николаевной Рогачевой. У нее уникальная специальность – этномузыколог. Выпускница консерватории, она, в свое время, принимала участие в фольклорных экспедициях по Смоленской области, собирала  музыкальный материал у бабушек. Сейчас она работает в нашем театре. Вместе с Андреем Аббасовым они создали необычную студию, где учат детей петь смоленские песни, правильно держать себя на сцене, ставят дыхание. Андрей дает мастер-классы по актерскому мастерству. Сейчас в студии 15 человек. Дети  в возрасте 6-7 лет ходят к ним с большим удовольствием. 

На одном из художественных советов Наталия Николаевна рассказала,  над каким материалом дети работают. Наверное, к концу сезона этот спектакль появится. Называется он «Смоленский Колобок», рассказала сказку жительница нашей области. В спектакле   есть герои – жаворонки, которые с наступлением весны рассказывают сказки. Одна из них – «Смоленский Колобок». Жаворонков будут играть дети-студийцы. Мне очень понравилась идея, и я спросила: «А смоленская сказка чем заканчивается?». Оказалось, как и русская народная. Съели. А почему? Не слушался старших. В этом главная идея нашего спектакля для маленьких зрителей. Над его оформлением уже работает художник Людмила Пономарева.

           –  Оксана Александровна, Вы – человек рисковый и смелый, потому что назначить талантливую, но очень молодую Александру Иванову главным режиссером театра – это, знаете ли, поступок. Саша   – прекрасный балетмейстер, преподаватель пластического искусства, а Камерный театр смоленская театральная и околотеатральная публика воспринимает, прежде всего, как театр драматический.

             –   Во-первых, Саша пока и.о.главного режиссера. Но она учится режиссуре у Камы Гинкаса в «Школе Константина Райкина», как я уже говорила. А потом, я видела, как она работает с труппой, была у нее на репетициях и поняла, что она, действительно,  многое может.  Саша своей профессией живет. Она ею дышит. Не каждый человек, заработав неплохие деньги,  будучи в отпуске отправляется  не на экзотические острова, а в Испанию, где  нужно пахать до седьмого пота  на занятиях по пластике у всемирно известного педагога, к которому летает каждый год. Саша постоянно развивается. У нее собственное видение и, более того, она находит какие-то особые слова для труппы, ведь главный режиссер – это педагог, это психолог. Я ни  сколько не сомневаюсь в своем выборе. А у молодости один недостаток: она быстро проходит.  

              –   Через три для, 1 апреля, Смоленский Камерный театр отметит 29 –й день рождения. Какие пожелания ожидаете услышать?

              –  Пожелайте нам здоровья, хорошего зрителя, полных залов, чтобы мы смогли заработать достаточное количество денег и преобразить наш театр.  А всем смолянам хочу пожелать любить театр так, как любим его мы – служители Смоленского Камерного театра.

Автор: Лариса Русова

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2018

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer