Репортаж души… на контрабасе

Репортаж души… на контрабасе
Спектаклю «Контрабас» по пьесе немецкого писателя Патрика Зюскинда, когда прошёл слух о том, что в Камерном театре собираются его поставить, судьбу предрекали незавидную – от полного провала во время премьеры до тусклого присутствия в репертуарной афише – без зрителей. Надо сказать, основания для такого пророчества имелись. Публика с большой настороженностью относится к серьёзной драматургии. 
Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

Спектаклю «Контрабас» по пьесе немецкого писателя Патрика Зюскинда, когда прошёл слух о том, что в Камерном театре собираются его поставить, судьбу предрекали незавидную – от полного провала во время премьеры до тусклого присутствия в репертуарной афише – без зрителей. Надо сказать, основания для такого пророчества имелись. Публика с большой настороженностью относится к серьёзной драматургии, оберегая себя от лишних переживаний. А пьеса Зюскинда предлагает задуматься. В ней больше вопросов, чем ответов. Вопросов о жизни, отнюдь не только о музыке. «Контрабас» – это исследование жизни рядового, ничем не выдающегося оркестранта государственного оркестра. «Репортаж души» – так определяют жанр спектакля его авторы.

Анализируя свою жизнь, а ему уже 35 лет, время подведения итогов, герой «Контрабаса» восклицает: «Когда Шуберту было столько лет, сколько мне сейчас, его уже три года не было в живых!» Фраза на этом обрывается, но вдумчивому зрителю понятно: «Шуберт уже был Шубертом – известным композитором, чью музыку исполняют по всему миру… А я всего-навсего рядовой инструменталист».

Никита Куманьков не педалирует это восклицание. Он вообще произносит свой текст буднично, почти монотонно, лишь в очень немногих местах выделяя голосом отдельные имена или понятия. Как во время исповеди, когда хочется рассказать о себе всё, но право оценки предоставлено Богу.

Музыканта-контрабасиста – героя пьесы Патрика Зюскинда актёр Никита Куманьков мечтал сыграть еще в прошлом году. Однако системные репетиции с режиссёром Виталием Игнатенко начались сравнительно недавно, в апреле, после премьеры «12 стульев», где артист играет главную роль.

За время работы над пьесой актёр научился игре на контрабасе. Это тоже заслуга постановщика, который сам играет на этом инструменте 27 лет, является руководителем вокально-инструментального коллектива «LadyMacBad».

– Играть я научился, – рассказывает Виталий Игнатенко, – исключительно потому что визуально мне понравился этот инструмент. А взять-то его где? Но я люблю ставить перед собой задачи, казалось бы, непреодолимые, прежде всего, чтобы самому себе доказать, что смогу, если захочу. Договорился в Тульском музучилище им. А.С. Даргомыжского, я тогда в Туле жил, что в свободное от репетиций время мне разрешат приходить и учиться. Не бесплатно, конечно, за бутылку. И научился. Это потом уже удалось приобрести собственный инструмент…

С Никитой по поводу этой пьесы разговорились случайно. В Петербурге были на фестивале с молодёжным театром «Миракль». А после того, как худсовет Камерного театра принял решение приступить к постановке «Контрабаса» как самостоятельной работы, у нас начался долгий застольный период – мы разбирали пьесу. Очень много разговаривали: почему то, почему это… Использовали этюдный метод, каждое слово и мысль пропуская через себя, чтобы пробиться к зрителю. Пьеса такая, что каждый может сказать: это же про меня, откуда вы узнали?..

«Контрабас»  – первое произведение выдающегося немецкого писателя, сразу же принесшее автору известность. В своём одноактном монологе «Контрабас», написанном в 1980 году, Зюскинд  рисует образ одиночки и неудачника, словом, «маленького человека» в гоголевском понимании, который, тем не менее, почти сразу завоевывает симпатии читателей.

В начале пьесы герой убеждает нас, что контрабас один из лучших музыкальных инструментов, что контрабасистов просто не оценивают должным образом. В ходе исповеди он признается, что ненавидит контрабас, что этот инструмент мешает герою жить – заботиться о нём приходится как о живом существе, он вытеснил из жизни своего владельца все остальные взаимоотношения, даже сексуальные. Вся жизнь героя – это переполняющая его сердце музыка и работа в государственном оркестре, которая обеспечивает ему стабильное положение в обществе…

В процессе самоанализа он приходит к мысли, что необходимо изменить свою жизнь. Ему нравится вокалистка по имени Сара. Она выступает с тем же оркестром. Конечно, она даже не догадывается о его чувстве и не знает о самом его существовании, так как контрабасисты сидят в последнем ряду оркестра. Чтобы привлечь к себе её внимание, сначала герой пытался играть безупречно, однако даже когда он стал умышленно не попадать в ноты – все равно никто ничего не заметил, настолько незначительна его роль в оркестре.

Выход есть:  нужно на весь театр выкрикнуть имя своей возлюбленной. Только так можно обратить на себя её внимание.

Однако  финал спектакля остаётся открытым. Уходя со сцены и обращаясь то ли к зрителям, а скорее, к самому себе, герой говорит, что если сегодня вечером он решится на такой шаг, завтра об этом напишут во всех газетах…

Премьера состоялась 15, 16 и 17 июня. Зрители все три дня принимали спектакль с благодарностью и восторгом. Герой Никиты Куманькова с его предельной откровенностью, привычкой к самоанализу и неспособностью кардинально изменить свою жизнь, безусловно, вызывает сопереживание.

Художник-постановщик – заслуженный художник России Николай Агафонов. Балетмейстер – Александра Иванова. Она же исполняет роль Сары – оперной певицы, в которую тайно влюблен музыкант.

Те, кто не успел попасть на спектакль, смогут увидеть его осенью, в следующем театральном сезоне, поскольку «Контрабас» включен в репертуарную афишу театра.

В заключение, думаю, уместно сказать, что признанный в 2016 году «Лучшим актёром года» артист Смоленского Камерного театра Никита Куманьков и в этом году заслуживает такой же награды. Он по-настоящему увлечён профессией: в текущем сезоне сыграл три главных роли – Старца в «Счастливом событии», Остапа Бендера в «12 стульях» и Музыканта в «Контрабасе» – и все три с успехом. А сейчас репетирует четвертую – Пола Маккартни в завершающем сезон спектакле Ильи Леонова о «Битлз».

 

Светлана Романенко

 

Фото предоставлено театром.
Опубликовано в газете  «МК в Смоленске», 2017, 28 июня

Автор: Светлана Романенко

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2018

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer