Самые необычные «12 стульев», или Хорошо темперированный спектакль

Самые необычные «12 стульев», или Хорошо темперированный спектакль

Спектакль пластический, и сцену ничем не загромождали, как в любом танцевальном действе. Актёры самолично расставили незамысловатые декорации (не стулья). Впрочем, небогатый реквизит будет много раз обыгран персонажами.Спектакль больше предназначен тем, кто хорошо знаком с романом или фильмами. Новая форма для известного содержания. Актёры не показывают, а скорее намекают и дают понять, что произошло. Напоминают. Или пародируют?

Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

1 апреля Смоленскому Камерному театру исполнилось 28 лет.

Накануне зрители увидели премьеру спектакля «12 стульев» по роману И. Ильфа и Е. Петрова.

Режиссер-постановщик и балетмейстер Александра Иванова

Сценография и костюмы – Николай Агафонов

Музыкальное оформление – Владислав Макаров

 

Спектакль пластический, и сцену ничем не загромождали, как в любом танцевальном действе. Актёры самолично расставили незамысловатые декорации (не стулья). Впрочем, небогатый реквизит будет много раз обыгран персонажами.Спектакль больше предназначен тем, кто хорошо знаком с романом или фильмами. Новая форма для известного содержания. Актёры не показывают, а скорее намекают и дают понять, что произошло. Напоминают. Или пародируют?

 

12 человек на сундук (то есть стул) мертвеца. Йо-хо-хо...

 

Действие начинается с умирания: лебединый танец старушки (актриса Надежда Трапезникова), цепляющейся за жизнь и живых, и вспоминающей перед самым уходом о самом дорогом – бриллиантах.

Киса Воробьянинов (в исполнении актёра Артёма Быстрова) получился трогательным и по-доброму смешным, неприспособленным к жизни мечтателем и любителем прекрасного.

Никита Куманьков был удивительно органичен в роли Остапа Бендера. Очаровать и впечатлить, пустить пыль в глаза и развернуть стремительную бурдеятельность (сводившуюся, в основном, к изыманию денег законным путём и всё тому же пусканию пыли в глаза).

 

И всё это под музыку, легко и танцуя. Почти без слов. Полифония тел и линий судеб.

 

Надежда Трапезникова с лёгкостью переменила добрую половину женских ролей, исполнив звучную Арию моложавой старости, Свадебный танец и осветила саундтрек к сцене тайного общества чёрных шляп и чёрных шарфов (тёмные очки подразумеваются законом жанра).

Людоедка Эллочка (зритель узнал её по смешку, можно было даже не читать табличку на клетке) продемонстрировала весь свой словарный запас за минуту и составила пару Остапу в чувственном танце двух влюблённых в вещи дикарей, довольных обменом и друг другом (исполнила Татьяна Михальченко).

Набедренное полотенце вместо костюма, белая шторка для душа, свет. И мы в театре теней. А затем танец с махровым полотенцем, исполненный виртуозно, с поклоном и чувством… чувством юмора, разумеется. Не уверена, что зрители запомнили лицо актёра (Олег Марковкин), взгляды были притянуты к спадающему полотенцу. Интрига – упадёт не упадёт.

Порой актёры устраивали на сцене цирк. На арене разворачивалась нешуточная борьба. Но Великий Комбинатор выходил победителем из каждой битвы, независимо от её исхода.

 

А вот театр масок. Пляска света или мельтешение фонарей в сцене ограбления. Сделайте три глубоких вдоха и покурите воздух. Дело сделано.

 

Прекрасно разыгранный комический дуэт, где оба не могут друг без друга: талант – удачно встревать там, где это наиболее выгодно, и проклятие – застревать там, где это наименее уместно. И перед каждым вскрыванием конверта, то есть стула, актёрам удаётся передать предвкушение чуда, нетерпеливую алчность, всепоглощающий азарт и веру. Хотя сцена уже усыпана конфетти разочарований. Но заседание, то есть спектакль, продолжается.

Со словами «Теперь Вы можете честно зарабатывать на жизнь» Бендер посылает нищего Кису в зрительный зал со шляпой в руках. Тревожно оглядываюсь в поисках стражей порядка. Был уже прецедент лишения свободы за подобный элемент шоу.

В 2010 году в Волгограде во время концерта группы «Noize MC»: при исполнении композиции «Бабки в шапку» барабанщик отправился в зал с головным убором, куда, по замыслу, зрители должны были кидать мелочь. Сотрудники милиции потребовали прекратить заниматься попрошайничеством. Солист «Noize MC», высказавший неудовольствие со сцены, получил 10 суток.

Но постепенно Великому Комбинатору начинает изменять его дар отболтаться от любого и сохранить лицо. Остап и Киса примеряют на себя роль покойников.

Сцена бредущих в ночи и в изнеможении усталых путников. Для зрителей – возможность почувствовать, как много времени мы тратим на поиски денег и как много этого времени уходит впустую. Для актёров – маленький антракт, позволяющий им побыть собой.

Всё меняется местами. Остап Бендер отдаёт Кисе фуражку и шарф, эту важную часть своего имиджа, расслабляется и оказывается беззащитным. А Киса, всегда бежавший за ним по первому «кис-кис», простодушный и бесхитростный Киса, у которого на лице всё написано, вдруг становится Великим Махинатором, переигравшим своего учителя.

 

Остап уходит со сцены. Воробьянинову в одиночестве предстоит испытать последнее разочарование.

 

Главная сложность постановки «12 стульев» в том, чтобы остаться в рамках авантюрной комедии даже после такого финала. Зритель, поддавшись обаянию главных персонажей, не хочет верить, что хороший, послушный, доверчивый Киса может предать, а умеющий найти выход из любой сложной ситуации Остап, готовый обаять–обнять–объять всех людей, невзирая на их недостатки (если это нужно для дела), и всегда нацеленный на будущее, сам будущего не имеет.

Его возвращение на сцену – бальзам на сердце зрителя.

Ольга Улита

http://Gorod67biz news 1 апреля

Автор: Ольга Улита

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2017

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer