Сказка – ложь, да…

Сказка – ложь, да…
В репертуаре Смоленского Камерного театра в Год театра появился особенный, оригинальный по материалу и экспериментальный по форме (в хорошем смысле  этого слова) спектакль-сказка «Колобок». 
Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

В репертуаре Смоленского Камерного театра в Год театра появился особенный, оригинальный по материалу и экспериментальный по форме (в хорошем смысле  этого слова) спектакль-сказка «Колобок». Драматургической основой спектакля является пьеса, созданная  на основе фольклорных записей, сделанных во время студенческих экспедиций на Смоленщину педагогом по вокалу Смоленского Камерного театра Натальей Николаевной Рогачёвой в посёлке Шумячи от сказительницы Валентины Васильевны Филькиной (1924 года рождения). Было это ещё в 2000 году.

Уроженка Рославля, Наталья Николаевна Рогачёва окончила отделение этномузыкологии при кафедре финно-угорской музыки Петрозаводской государственной консерватории. Изучением фольклора Смоленской области она занимается уже почти 20 лет.

В детской театральной студии, которая в свое время была организована при Московском государственном музыкальном театре национального искусства, где она тогда работала,  вместе с актёром Андреем Аббасовым, ныне ведущим артистом Смоленского Камерного театра, Наталья Рогачёва поставила несколько спектаклей по материалам, собранным в своё время в Смоленской области. В частности, это духовная притча «Фросенька» – об ушедших близких, которые хранят и оберегают нас, живущих, а также спектакли «Еленка» – о духах Дома и Природы – и совершенно оригинальная «Снегурочка», записанная в деревне Рыляки Рославльского района.

Записи традиционных фольклорных представлений (точнее даже, говоря современным языком, «ролевых игр»)  под названием «Колобок», как уже упоминалось,  сохранились в архиве Натальи Рогачёвой ещё со времени её студенческих лет.

Фольклор ведь не существует сам по себе. Этномузыкологи записывают и изучают не только тексты, и не только народные мелодии, но всё это вместе, включая  хореографию, и костюмы.

И сказки в старину не просто сказывали. Разыгрывалось целое действо – представление, вели которое так называемые Свашки – носители глубинных традиций народной культуры. Сказка, как и игра, является основой для передачи юному поколению философии жизни  – традиционных смыслов, искони свойственных русскому народу, постулатов, которые с самого раннего возраста должны усвоить дети. Как заметил к слову режиссёр упомянутого спектакля «Колобок» Андрей Анатольевич Аббасов, цитируя смоленских сказителей, «делом резвились, другим делом учились…»

В старину верили, что существуют особые существа – духи дома, предназначение которых его оберегать.

Наиболее известные из них – Домовой, что «в красном уголку живет да добро всех домашних бережет», а также Водяничка – один из самых почитаемых Духов горницы. Всё это, к слову сказать, легко уживалось с православной религией.

Многие сказки приурочивались к определённому времени года, какие-то из них разыгрывались исключительно зимой, какие-то – весной или летом.

Сказка «Колобок» носит в этом смысле универсальный характер, её можно играть в любое время года. 

– В нашем спектакле «Колобок», – рассказывает Наталья Рогачёва, – мы оставили живое распределение ролей, как это было в традиционных фольклорных спектаклях.  Актёр выходит и говорит: я беру на себя роль Колобка, я – роль Медведя,  Лисы или Зайца.

Вот Лиса, например, какая она? Хитрая. А ведь что такое хитрость? Это прежде всего ум, поскольку хитрость не должна быть заметна. Если хитрость заметна, это уже не хитрость, а глупость…

Полное название традиционной смоленской сказки, послужившей основой спектакля  – «Сказка про Колобка, что румяные бока променял на голосок да сбежал с тем во лесок».

Колобок попадает в лапы Лисе, потому что позавидовал другу своему Жаворонку, который, «чтоб слагать песни разные рождён». Он решил, что и сам сможет петь не хуже голосистой птахи. «Обожди мне тут спевать, про меня песни слагать! Я и сам-то петь мастак!» – говорит он Жаворонку.

Жаворóнка:

– Уж неужто! Как же так?!

   Ты ж – хлебѐц,

   Знать, не певец!

Колобок:

– Нет! Послушай, говорю!

   Не хуже я тебя пою!

Чем всё это закончилось, общеизвестно.

 

– Неужели, – спрашиваю  Наталью Николаевну, – детям не жаль простодушного Колобка, который, погнавшись за славой, оказался жертвой коварной Лисы?

–  Жаль, конечно. Но ведь эта сказка учит скромности, осмотрительности, а также готовности к своему жизненному предназначению. К тому же тема смерти в старое время была  нередким явлением. Умирали не только от старости, высока была детская смертность. В семьях часто хоронили. Умирали от болезней, надорвавшись от  непосильной работы. И детей учили примирению со смертью, как и со своей будущей  жизненной ролью, иначе говоря – судьбой:

 

Жаворонок (рассказчик):

Ну, и всяк из вас должён

То запомнить-то, ребятки,

Таковы меж нас порядки,

Кто на что на свет родился,

Тот на то и пригодился!

Жаворóнка (рассказчица):

Не видал свет кобылицы,

Чтоб певала!

Жаворонок (рассказчик):

                        Не годится,

В свой черёд, и соловью

Тащить телегу.

Жаворóнка (рассказчица):

                            На веку

Колобку (ведь он – хлебец,

Хоть и певчий удалец!)

Вышло по судьбинушке

(Хоть и жаль детинушку!) 

Чтоб-ка съели колобка,

Румяного на бока.

 

Спектакль, казалось бы, адресован самым маленьким. Однако это скорее из-за названия. По содержанию и форме он больше подходит для взрослых и детей-школьников, поскольку там есть над чем поразмыслить.

                                                                                                                                                                                                                          Светлана Романенко

Опубликовано в «Смоленской газете» от 22 мая 2019 года

kolobok-2a

Автор: Светлана Романенко

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2019

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer