СКАЗКА «ПРО ФЕДОТА» В ЖАНРЕ КАБАРЕ

СКАЗКА «ПРО ФЕДОТА» В ЖАНРЕ КАБАРЕ
        Смоленский Камерный театр продолжает приятно удивлять  жанровым разнообразием   спектаклей, поставленных за последние без малого три года.  Вот и предпоследняя работа этого, бесспорно, талантливого коллектива,  немножко  ошарашила благодарного и преданного зрителя жанровой принадлежностью – кабаре. 
Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

Смоленский Камерный театр продолжает приятно удивлять  жанровым разнообразием   спектаклей, поставленных за последние без малого три года.  Вот и предпоследняя работа этого, бесспорно, талантливого коллектива,  немножко  ошарашила благодарного и преданного зрителя жанровой принадлежностью – кабаре. Ну, что такое кабаре – понятно. Это песни (предпочтителен  «шансон»), танцы, скетчи, объединяемые выступлениями конферансье, который объясняет, комментирует, даёт оценку всему происходящему. В общем, этакое лёгкое танцевально-музыкальное представление  абсолютно далёкое от русского психологического театра, где одним из главных достоинств артиста считается умение «держать» паузу.  В  кабаре (по законам жанра) пауз  быть не должно, разве  что  очередной исполнитель  замешкается  за кулисами, но и тут  остроумец-конферансье, бросив очередную яркую и едкую фразу, моментально  возвращает действие в нужное русло, а точнее в бурный, искрящийся поток непрекращающегося веселья.

fedot-1Всё это есть в спектакле «Про Федота», поставленного главным режиссёром театра Александрой Ивановой по мотивам пьес блистательного Леонида Филатова «Про Федота-стрельца удалого молодца» и «Любовь к трём апельсинам»,  в основе которых  русские народные сказки и, пожалуй, самая известная у нас в России пьеса итальянца Карло Гоцци, созданная в жанре комедии дель арте, что по-нашему - «комедия масок».  Предназначалась она автором для  площадного  театра, где  разыгрывались некие  занимательные  действа, участники которых предавались  безудержному веселью, не забывая при этом воспевать высокие  чувства и высмеивать главные человеческие пороки, как, впрочем, и герои русских народных сказок. Что ни говори, а  в основе  всей мировой  литературы -  гуманистические традиции, которые в  разные времена и во всех  культурах  призывали  менять жизнь к лучшему, непременно привлекая  счастливые события. Вот и спектакль Камерного театра об этом. 

              В меру предприимчивый   Федот-стрелец  (В.Брянский)  исправно поставляет  в царский  дворец разнообразную снедь, добытую трудами праведными на просторах родного царства. Федот безотказен, простодушен,  бесконечно удачлив.  Потому и ремеслом своим стрелецким  в полной мере обеспечивает благополучие царского двора, а также сытный постой экзотическим  заморским  гостям, что сватаются к царской дочке. Но Царевна (Д.Ризванова)  - она ведь не дура. Понимает, что за Федотом – добытчиком и умельцем -  будет жить  как за каменной стеной, а потому – подавай ей в мужья Федота.  И Голубица, она же прекрасная девица (К.Вишнякова), предпочла  Федота, даром что дородностью и статью  не вышел, и ума не так, чтобы палата. Ума у неё самой  на десятерых Федотов хватит. Главное – честное сердце и добрая душа, которых всегда на всех не хватало.  А потому  Федот – штучный товар, от чего и злобствуют, пытаясь его извести, Царь (Н.Куманьков), Генерал (Д.Овчинников) и примкнувшая к ним Баба-Яга (Н.Трапезникова).

Об этой троице хочется сказать особо, потому что они – ансамбль. Это -  во-первых. А во-вторых, они не только точно выполняют режиссёрские задачи, но и работают в определённом ею жанре. Царь Никиты Куманькова – элегантен, рассеян, ироничен. В общем,  таков, каким и полагается быть правителю. Генерал Дениса Овчинникова – в меру коварен,  весьма  глуп и бесконечно смешон, каким, собственно, и полагается быть верному слуге, иначе – плакала карьера. И конечно, украсившая трио злодеев, Баба-Яга Надежды Трапезниковой – хитроумная и кокетливая, элегантная (дама всё-таки!), и, представляете,  «положившая» свой острый глаз  на Федота! А кто сказал, что  обитательница болот должна быть  обязательно в преклонном возрасте и непременно с «костяной» ногой? 

              Теперь о паузах, которые явно  «не из того   кабаре».  Думается, что  в этом спектакле  они  не совсем уместны. Во-первых, нарушают  темпоритм,  останавливают  действие, а во -вторых, и это самое главное,  не способствуют  комфортному психологическому  состоянию артистов, попросту  «выбивают».  Только  что  естественные, органичные, они вдруг перестают понимать, что делать  и как себя вести. Обидно. Тем более что, в целом, спектакль получился  очень ярким  и, если хотите,  жизнерадостным, чему  во многом  поспособствовала великолепная Полина Кроль в роли Конферансье. Пластичная,  красивая, игривая и смешливая, с безукоризненными манерами она создаёт образ гостеприимной хозяйки, ненавязчиво, но очень тонко и умело регламентирующей жизнь во вверенном ей кабаре. Каждое появление её героини  на самом деле меняет жизнь героев  и привлекает к ним счастливое событие.

              Как всегда переполненный зрительный зал (Камерный театр работает исключительно  на аншлагах) принимал кабаре «Про Федота» с восторгом. И знаете,  причиной тому был не только достойный спектакль и слаженный актёрский ансамбль, но и преобразившиеся  после ремонта интерьеры театра. Прекрасное фойе с  функциональным  гардеробом (помните классическое «театр начинается с вешалки»?),  уютный зрительный зал, новое ковровое покрытие пола, удобные кресла  и хрустальные светильники, короче, это надо видеть. Таким красивым и ухоженным Камерный театр ещё не был. В чём секрет преображения? Просто в доме появился хозяин. Точнее, хозяйка - директор  Оксана  Неклюдова, трудами и заботами которой стало возможным то, что прежде казалось несбыточным. То ли ещё будет к 30-летию Камерного, которое случится 1 апреля следующего года!

«Смоленские новости», 19 декабря 2018                              

Автор: Лариса Русова

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2019

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer