Спросим Пушкина...

Спросим Пушкина...
Смоленский Камерный театр работает над постановкой спектакля «Пушкин. Любовь. Чума».  «По Пушкину?» - поинтересовался я у заведующего музыкальной частью  театра Владислава Макарова – «А кто ставит?» – и вот что узнал. 
Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

 

Смоленский Камерный театр работает над постановкой спектакля «Пушкин. Любовь. Чума».  «По Пушкину?» - поинтересовался я у заведующего музыкальной частью  театра Владислава Макарова – «А кто ставит?» - и вот что узнал. 

- Да, но спектакль ставится не только по пьесе А.С. Пушкина, всё гораздо сложнее. В основе готовящегося спектакля композиция, созданная режиссёром-постановщиком Ильёй Леоновым, включающая в себя и историю создания произведения  А.С. Пушкина «Пир во время чумы»,  и сам текст этого произведения. Здесь вот что интересно: эту вещь Пушкин написал в известный период под названием «Болдинская осень». То есть в период, когда из-за карантина он не смог выехать в Москву. И вот, находясь в Болдине, он вспомнил о произведении «Чумной город» шотландского поэта Вильсона и осуществил как бы его художественный перевод на русский. В результате возникло ещё одно произведение в цикле «Маленькие трагедии», известное нам как «Пир во время чумы».  Оно и легло в основу готовящегося спектакля. Но помимо этого текста режиссёр-постановщик Илья Леонов использует дневники и письма Пушкина периода Болдинской осени, сплавляя воедино и произведения Пушкина,  и его жизненные перепитии, отражённые в личной переписке и дневниках. В результате на сцене Пушкин сосуществует со своими героями, даже вступает с ними в диалог: то в противоречие, то в единоборство. Это трудно, да и не нужно пересказывать, лучше увидеть, но в этом суть драматургии будущего спектакля. 

- Автор совместно со своими героями на сцене – любопытная «изюминка». Смоленск к такому не привык.

- Да, спектакль отличает оригинальный новаторский подход. Персонажи пушкинского произведения существуют на сцене в некой карнавальной ситуации, это персонажи-маски. У них и на лицах маски, у каждого своя оригинальная пластика, а Пушкин как бы наблюдает за ними, пытаясь как-то на них повлиять. А в финале предстаёт в роли  священника. Общаясь с персонажами пьесы, взывает к Божественному.

- Пушкин превращается в священника? Сильно, неожиданно, но если вспомнить Болдинскую осень в его творческом наследии, её этическую составляющую… Итак, всё о драматургии готовящегося спектакля?

- Далеко нет, но, а уж как режиссёр ставит всё это на сцене, поверь, совершенно замечательно! Очень интересная стилистика, много пластики, очень интересная работа балетмейстера…

- Но пластика вряд ли возможна без музыкальной составляющей, и это, как я понимаю, уже работа твоя. Несколько слов, что ты предпочёл для столь непростой драматургической композиции?

(Здесь небольшое но, как мне кажется, необходимое отступление. Мы беседуем у Макарова дома, в комнате, это практически мини-студия, где за компьютерами работает заведующий музыкальной частью Смоленского Камерного театра. Здесь огромная фонотека на всех носителях, начиная от бобин, кассет, виниловых  и вплоть цифровых дисков, отражающих не одну эпоху эстетических поисков Влада, начиная от Битлз до Бетховена, Баха и далее, и вширь,  и вплоть до сегодняшнего дня). Но что ответит маэстро? Итак… 

- Да, музыка в этой работе играет огромное значение, я с большим энтузиазмом взялся за раскрытие этой темы, темы, требующей особой музыки. Музыки высокого плана, очень точной, тонкой. Поэтому в своих закромах и поднял всё самое лучшее. Мне повезло с режиссёром, мы нашли полное взаимопонимание, Илья Леонов полностью доверил мне всю музыкальную часть, но в принципе реализовывается, создаётся некий музыкально-художественный образ спектакля: драматургический, пластический и музыкальный. Последний во многом и определят всё движение на сцене, всю пластику и даже актёрские интонации. Большая серьёзная работа. Сегодняшний Камерный театр - это не постмодернизм, мы стремимся работать в лучших традициях современного театра в положительном смысле. Не скандального плана, как сейчас это модно кое-где в столицах,-  театры Богомолова, Серебренникова. Нет, у нас нечто более классическое, но в то же время отвечающее современной стилистике. В спектакле «Пушкин. Любовь. Чума» будет использована музыка очень изящная, но не банальная, включая даже И.С. Баха, Майкла Наймана, современных европейских композиторов, в основном классического плана. Так что в музыкальном плане всё будет очень точно, благодаря во многом нашему взаимопониманию с режиссёром-постановщиком Ильёй Леоновым. Он очень тщательно работает с актёрами, и они в целом справляются.

Что касается моей работы, то, повторяю, это не просто подбор разной музычки, как, возможно, это представляют нетеатральные люди, но создание художественного звукового образа спектакля, выстроенного по определенной логике, что я понимаю как создание художественного, музыкального произведения. Здесь для меня важно найти общее понимание с режиссером, и с художником, а иногда и с актерами. Идеальная ситуация, когда работаешь командой единомышленников. На сегодняшний день в Камерном сложилась интересная ситуация: у нас три режиссера, очень разных и талантливых. Три ипостаси так сказать: Александра Иванова - это всегда неожиданно, смело - пластический театр, Андрей Шанин - актерский, мастеровитый театр, Илья Леонов – интеллектуальный. Работать со всеми приходится по-разному, но всегда интересно. В пушкинской «Чуме»  у нас использована музыка весьма изощренная и изящная, включая И.С. Баха, современных европейских композиторов, Майкла Наймана, Ларса Холлингера, Диаманды Галас, Мередит Монк, Ги Болг. 

В театре это решает многое. Проблемы с режиссерами порой возникают в виду разного подхода. Режиссёры чаще желают иметь много разной музыки, из которой он что-то выбирает. Часто из этого получается эклектичное месиво, иллюстрация, номера для создания некой атмосферы. Мне важно убедить режиссёра в необходимости создать стилистически цельную композицию из отдельных музыкальных тем. С Ильёй Леоновым  это удаётся. Илья - человек большой интеллектуальной и театральной культуры. С ним легко находятся точки соприкосновения и видения, почти нет обычных проблем, свойственных в работе с режиссёрами. Он полностью доверяет моему вкусу и опыту. И он очень точно потом распоряжается выбранным мною материалом. Уже вместе потом правим и шлифуем. Сложно. Существует масса всяких приёмов в музыкальном оформлении, например, задаются темы  и лейтмотивы: атмосферные,  персонажные, фоновые, шумовые, отбивочные, композиционные для прелюдии, кульминации и финала. Так что вопросов возникает масса, но работа над спектаклем проходит, я бы сказал, идеально. Так что приходи на премьеру, она предполагается 27 апреля.

- Спасибо, Влад,  за интересную информацию, ну, а про спектакль, будем говорить после его просмотра. Успеха!

Автор: Александр Березнев

Опубликовано в журнале «Смоленск». 

Автор: Александр Березнев

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2018

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer