Слышать шепот Бога в своем сердце

Слышать шепот Бога в своем сердце

Пьеса «Пьяные» одного из самых модных современных драматургов Ивана Вырыпаева — это философская комедия о познании истины.  Метакомедия, как определяют жанр спектакля Смоленского Камерного театра по этой пьесе его создатели: режиссёр-постановщик Бари Салимов и автор сценографии и костюмов заслуженный художник России Николай Агафонов. 

Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

Пьеса «Пьяные» одного из самых модных современных драматургов Ивана Вырыпаева — это философская комедия о познании истины.  Метакомедия, как определяют жанр спектакля Смоленского Камерного театра по этой пьесе его создатели: режиссёр-постановщик Бари Салимов и автор сценографии и костюмов заслуженный художник России Николай Агафонов. Прочно вошедший в употребление корень «мета» как первая составная часть сложных слов в переводе с греческого означает «после», «за», «через», словом, намекает на переход к чему-то другому, перемену состояния, превращение. «Мета» и «пост» – символы современности. И внимательному зрителю понятно, что «Пьяных», хотя все до единого персонажи постоянно признаются в том, что они пьяны, и ведут себя в полном соответствии с подобным состоянием, нельзя понимать буквально, что это такой художественный приём. Согласно суфийской символике, пьяные — искатели истины, а вино — поток божественных откровений. Не случайно в качестве эпиграфа к пьесе и спектаклю избраны стихи Омара Хайяма: «Всё, что видишь ты, — видимость только одна. Только форма, а суть никому не видна. Смысл этих картинок понять не пытайся, сядь спокойно в сторонке и выпей вина».

Действие происходит в условной европейской стране во время крупного международного кинофестиваля. Кинофестиваль, впрочем, не имеет прямого отношения к происходящему. Однако персонажи то и дело цитируют отдельные фразы из одного и того же фильма, разумеется, иранского (очередная отсылка к Омару Хайяму), название которого не могут вспомнить.

img_3829-1«Пьяные» Смоленский Камерный театр (слева направо): Макс– Никита Куманьков, Габриэль – Николай Фарносов, Рудольф – Павел Пьянков, Роза – Юлия Карпова, Матиас – Павел Пирожков.

Один из героев спектакля, играет которого артист Никита Куманьков, в пьяном откровении подвергает сомнению пресловутые общеевропейские ценности, которые постоянно на слуху: свобода, либерализм, толерантность… «Это я вам говорю, — восклицает он, — гражданин Евросоюза, тридцатипятилетний  операционный менеджер банка…»

В «Пьяных» четыре группы персонажей — представителей разных слоёв общества и социальных категорий. Кто-то из участников каждой из групп связан узами дружбы или брака, впрочем,  прямо на наших глазах это может поменяться. А кто-то случайно оказывается рядом друг с другом. Три группы, опять же условно, можно назвать дружескими компаниями хорошо знакомых друг другу людей. Вполне респектабельные банкиры Карл и Густав (арт. Денис Овчинников и Александр Иванов) с женами Линдой и Лорой (арт. Анастасия Шендрик и Полина Силина) собрались выпить по поводу годовщины смерти матери Карла. Четвёрка  тридцатилетних молодых людей — офисных служащих — отмечают последний день холостяцкой жизни одного из них.  Две подруги-модели Лаура и Магла (арт. Полина Кроль и Илона Егорова) и их общий мужчина по имени Лоуренс (арт. Артём Семяшев) — бывший муж Лауры, только что женившийся на Магде, празднуют это событие и одновременно – свою толерантность по отношению к создавшейся ситуации…

pyanye-polina

  «Пьяные» Смоленский Камерный театр. Лаура – Полина Кроль

Лишь двоих персонажей ничто,  кроме состояния сильного опьянения, ни с кем не объединяет.  Первый — это директор международного кинофестиваля Марк Гардениц, играет которого неузнаваемый в этом спектакле артист Олег Марковкин, исполняющий обычно яркие комедийные роли. У Марка рак лёгких, жить ему осталось всего четыре месяца. Может быть, поэтому он так и напился в гостях у друзей. Анализируя собственную жизнь в попытке диалога со случайно встретившейся ему девушкой, он мучительно ищет ответ на вечный вопрос: зачем мы явились в этот мир… В конце спектакля, когда зритель снова встречается с Марком, герой приходит к христианской аксиоме: мы живём, чтобы отдавать…

Вторая одиночка — это с трудом сохраняющая равновесие красивая девушка по имени Марта (арт. Ксения Вишнякова), с которой Марк безуспешно пытается вести диалог в начале спектакля и которая затем попадается на глаза и помогает  Густаву (арт. Александр Иванов), морально раздавленному откровением друга и компаньона. Что за причина побудила Марту довести себя до такого состояния,  можно только гадать. Но девушке всего 21 год, и, по собственному её признанию, она находится в поиске самой себя…

Одно можно сказать вполне определённо: всех персонажей пьесы и спектакля «Пьяные», безусловно, можно отнести к думающей части человечества. Вопросы, ответы на которые  вместе с драматургом и зрителем пытается найти режиссёр спектакля Бари Салимов, все те же, о смысле жизни: какие мы? то ли считаем главным? Как кажется, наиболее важна для авторов спектакля группа молодых людей, собравшихся на дружескую пирушку перед свадьбой одного из них. Это трое менеджеров:

img_3990-1«Пьяные» Смоленский Камерный театр: Марк – Олег Марковкин, Роза – Юлия Карпова

пиарщик Рудольф (арт. Павел Пьянков), рекламщик Матиас (арт. Павел Пирожков) и сам жених – упомянутый уже операционный менеджер банка Макс (арт. Никита Куманьков). Четвёртый в этой компании Габриэль (арт. Николай Фарносов) занимает должность заместителя управляющего строительной компании. Пятая – юная проститутка Роза, прихваченная на мальчишник Рудольфом. Пирущка происходит поздно вечером в  вегетарианском ресторане родителей Макса. В результате неумеренных возлияний при отсутствии в вегетарианском заведении мясной закуски все сильно опьянели, что едва не привело к драке Макса с разъярённым Матиасом, который стал оскорблять вегетарианцев. Но все слишком пьяны, к тому же Роза вспомнила фразу из того самого иранского фильма. Фраза была про любовь. Тему подхватывает Габриэль.

Габриэль Николая Фарносова – человек ироничный, сдержанный и в то же время умелый манипулятор. Несмотря на то, что по возрасту он не только не старше, но даже моложе некоторых из друзей, Габриэль  выше всех продвинулся по служебной лестнице. Он так же пьян, как и остальные, однако он находит нужные слова, чтобы разрядить обстановку. «Мой брат, католический священник, – неожиданно произносит Габриэль во время возникшей паузы после цитаты из иранского фильма про любовь, – говорит, что всё есть любовь, абсолютно все. Мой брат говорит, что мы должны услышать шёпот Господа в своём сердце. Каждый из нас должен услышать шёпот  Господа в своём сердце…»

И это неожиданным образом действует. Во всяком случае злоба сходит на нет, молодые люди начинают спорить о том, действительно ли у Габриэля есть брат-священник, хотя знают, что никакого брата у него нет. Постепенно разговор сводится к тому, слышал ли в определенные минуты жизни кто-нибудь шёпот Бога.

Метакомедия  «Пьяные» адресована строго взрослым, причём тем зрителям, кто ходит в театр не только посмеяться и отдохнуть. В тексте используется слегка завуалированная ненормативная лексика и вообще немало грубых речевых оборотов. В то же время по форме и способу актёрского существования на сцене – этот спектакль  для Смоленского Камерного театра является безусловным шагом вперёд.

                                                                                                                                                                                                                                                

Фото Марии Савкиной

 

 

Автор: Светлана Романенко

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2021

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer