Там, под сению кулис

Там, под сению кулис
Смоленское отделение Союза театральных деятелей России приурочило к Году театра выпуск книги «Под сению кулис…», где собраны под одной обложкой литературные произведения людей театральных профессий. Книга вышла в издательстве «Свиток» благодаря субсидии Администрации Смоленской области, ежегодно выделяемой на реализацию культурных проектов. А 2 декабря в литературной гостиной областной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского состоялась презентация книги «Под сению кулис…».
Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22
pod-seniyu-kulis

Названный пушкинской строкой из первой главы «Евгения Онегина» 340-страничный сборник «Под сению кулис…» состоит из 20 авторских разделов. Каждый из разделов предваряет краткая биографическая справка с фотографией.

Открывает книгу эссе Юрия Бабина «Моя профессия – директор театра» с подзаголовком «Рваные мысли». Многие не чуждые театру смоляне наверняка знают Юрия Никоноровича как бывшего директора Смоленского театра драмы, который он возглавлял в революционные 90-е годы (с 1991 по 1997), а затем и театра кукол. С именем Бабина связаны первые шаги по преобразованию Смоленского театра кукол из передвижного в стационарный, а также опыт постановки кукольных спектаклей «Клоп» и «Мнимый больной» (режиссёр Галина Карбовничая, художник – засл. худ. России Николай Агафонов), адресованных взрослой аудитории.

Впервые этот текст – «Моя профессия – директор театра» – опубликован в 1994 году Леонидом Ивановичем Козырем – редактором ежемесячника «Вдохновение», который выходил в Смоленске с 1990 по 2004 год. Следует признать, многие высказанные Юрием Бабиным «рваные мысли» отнюдь не потеряли своей актуальности до сих пор.

В целом же представленная в книге проза разнообразна по тематике и многожанрова. Это и рассказ-воспоминание о военном детстве «Циркачка из Кардымова» Владимира Решетнёва, и новелла Виктора Зимина «Генерал» – художественное размышление о необъяснимой силе притяжения родной земли, и прозаический фрагмент Владислава Макарова «Редкая птица долетит до…» – о проходившем в Смоленске в начале 90-х годов фестивале авангардного искусства  «Арт-Бдения», – жанр которого трудно поддается определению. Симпатичные рассказы: «Моё телевидение» и «Цирк» – принадлежат перу Людмилы Лисюковой. Из обширного литературного наследия Николая Коншина в книгу вошли три небольших, но очень характерных для этого замечательного артиста  рассказа: «Подарок для Деда Мороза», «Голос Левитана» и «Путешествие в детство».

Если говорить в целом о прозе, в художественном отношении я бы выделила рассказ «Спектакль» Владимира Опалёва. Артист выдающегося таланта, Опалёв блистал на смоленской сцене со второй половины 70-х  вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия. Достаточно вспомнить хотя бы его Жоржа Милославского в булгаковской комедии «Иван Васильевич», поставил которую тогдашний главный режиссёр облдрамы Анатолий Кузнецов. Смоленскому «Ивану Васильевичу» и сценическому успеху Опалёва была посвящена большая статья в столичном журнале «Театр».

В рассказе «Спектакль» – к слову, это единственный рассказ на театральную тему – речь идёт о том, как находящихся на гастролях в Уфе артистов Смоленского драматического театра уговорили выступить в башкирской глубинке. Видно, кому-то из местных идеологических работников срочно потребовалось отрапортовать о культурно-просветительной работе среди сельского населения. Спектакль, избранный для показа – лёгкая комедия на семейную тему – неизменно пользовался успехом у зрителей. Однако съехавшиеся со всех ближайших селений башкирские колхозники не только не смеялись, никто их них  за всё время представления и звука не проронил. Естественно, такая реакция озадачила и огорчила гастролёров. В разгар устроенного хозяевами ужина, когда напряжение несколько сгладилось, герою рассказа удалось задать мучивший его вопрос организатору мероприятия парторгу по фамилии Корытин. «В который раз, – говорится в рассказе, – я пытался вклиниться в многочисленные тосты неугомонного парторга, но он, не обращая на меня внимания, направо и налево расточал комплименты нашим актрисам.

– Иваныч, минутку, послушай меня…

Парторг посмотрел на меня совершенно трезвыми глазами – умел пить, бродяга.

– Почему зритель никак не реагировал на спектакль? В чём дело? Сидели как будды на молебне…

– А-а-а, ты про это? Не бери в голову и не обращай внимания на такие мелочи. Они у нас просто не понимают по-русски»…

Что касается  поэтической составляющей книги, думаю, читателя не оставит равнодушным литературный дар актёра Сергея Манухина, воплотившего в своё время на сцене образ великого зодчего в спектакле «Зодчий Фёдор Конь» по пьесе смоленского автора Юрия Киланова. Исполненная горького сарказма поэма Манухина «Юдоль» являет собой образец современной поэтической публицистики.  

Сложившийся поэт со своим поэтическим кредо и Александр Кокшаров – артист Смоленского драматического театра им. А.С. Грибоедова, член Союза российских писателей, автор двух стихотворных сборников.

Яркая образность характерна для поэзии замечательного артиста и первого директора Смоленского Камерного театра Александра Боброва. У него есть книга стихотворений «Щепотка сладкой соли», готовится к печати вторая.

Настоящим открытием явились для меня стихи художника-бутафора Смоленского Камерного театра Александра Гуренко, продолжателя традиций «смоленской поэтической школы», и философская лирика молодого артиста Павла Пьянкова.

Подкупающая искренность присуща поэзии Марии Вилюновой – актрисы Смоленского драматического театра им. А.С. Грибоедова.

Литературное творчество артиста, музыканта и режиссёра Виталия Игнатенко представлено, пожалуй, самым трудным жанром – басней. Всего в книгу «Под сению кулис…» вошли две его басни: «Тюльпаны» (с подзаголовком «Революционное») и «Нужная сторона Луны». «Огромной силой надо обладать, чтоб над собой уметь смеяться. Настал момент вопрос задать: что может силою считаться?» – начинается  одна из них.

Однако большую часть книги все-таки занимает драматургия. Особенно хотелось бы отметить пьесы молодого сценариста и режиссёра Ильи Леонова. Его «Б» – класс» на школьную тему и пьеса о Джоне Ленноне «Парень из Ливерпуля» раньше не публиковались. Впрочем, «Парень из Ливерпуля» в 2013 году попал в шорт-лист конкурса современной драматургии, посвященного 100-летию Виктора Розова.

Благодаря опубликованной в книге «Под сению кулис…» пьесе «Чудовище» артист Смоленского Камерного театра Александр Иванов выдержал конкурсные испытания  и в октябре 2019 года принял участие в лаборатории современной пьесы, организованной Союзом театральных деятелей России для молодых актёров-драматургов.

            Сценическую историю имеет «Индульгенция плоти, или Всё знает Казадамус» –шуточная пьеса артиста и режиссёра Павла Зуйкова, руководителя шоу-театра «Апельсин». Учась на последнем курсе СПБГАТИ (бывший ЛГИТМиК) Павел вместе со своими однокурсниками поставил эту свою пьесу и защитил в качестве дипломной работы. Случилось это еще в конце 90-х. Однако как литературное произведение «Индульгенция плоти» впервые увидела свет лишь в этом году.

Не публиковалась и пьеса «Сказка про Лунного царя» Ларисы Паниной, в течение многих лет работавшей завлитом театра драмы. Отрывок, который вошёл в сборник «Под сению кулис…», Лариса Ивановна подготовила в качестве литературного приложения к своей книге «Свет и тени за рампой», осуществить выпуск которой помешала безвременная кончина автора.

Притчевый характер имеет пьеса «Круг» актёра, режиссёра и театрального педагога Сергея Тюмина. Пьеса опубликована в авторском сборнике С.Б. Тюмина «На круги своя…».

Пишет пьесы и актриса Смоленского Камерного театра Алёна Шопот. В сборник включено первое действие её многостраничной комедии «Донна Сесилья», выдержанной в духе произведений западноевропейских драматургов XVII-XVIII столетий. «Донна Сесилья» тоже ранее не публиковалась, полностью её можно прочитать на портале proza.ru.

Светлана Романенко

 

Опубликовано в «Смоленской газете» 11 декабря 2019 года                                                                                                                                                           

Автор: Светлана Романенко

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2020

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer