В Смоленском Камерном театре состоялась премьера спектакля «Пушкин. Любовь. Чума»

В Смоленском Камерном театре состоялась премьера спектакля «Пушкин. Любовь. Чума»

Начнем с первой позиции. Александр Сергеевич в мае 1830 года был официально помолвлен с девицей Натальей Гончаровой, но свадьба постоянно откладывалась. Мать Натальи не хотела отдавать дочь без приданого, а денег у разоренной семьи не было. Зато Пушкин получил от отца подарок к свадьбе - деревню.

Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

Начнем с первой позиции. Александр Сергеевич в мае 1830 года был официально помолвлен с девицей Натальей Гончаровой, но свадьба постоянно откладывалась. Мать Натальи не хотела отдавать дочь без приданого, а денег у разоренной семьи не было. Зато Пушкин получил от отца подарок к свадьбе - деревню.

В начале сентября 1830-го он прибывает в Болдино, рядом с которым и находилась деревня. На устроение дел Пушкин отвел месяц, но пробыл все три, в связи с эпидемией холеры. Этот период стал самым продуктивным в жизни поэта и получил название «Болдинская осень».

Александр Сергеевич поручил дела местному писарю, а сам засел писать, точнее залег. Писал он, лежа в кровати, до обеда. Потом гулял по окрестностям или скакал на лошади. Он писал критику Плетневу: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать». В это время и была написана одна из частей «Маленьких трагедий» «Пир во время чумы», по мотивам одной из сцен «Чумного города» Джона Вильсона.

Позиция вторая - Любовь. Перед отъездом из Москвы Пушкин ссорится с будущей тещей и в сердцах объявляет невесту свободной от обязательств и что сам или женится на ней или ни на ком. Поэт глубоко переживал разлуку с невестой, образ ее приходит во сне и наяву. Но его захватила эйфория творчества.

В стране свирепствует холера, в Москве - теща, а веселый Александр Сергеевич, опьяненный любовью и вдохновением, пишет «Бесы», «Гробовщика» и «Пир во время чумы».

И, наконец, Чума. Этим словом можно назвать то, что творилось на сцене Камерного. Не в бактериальном смысле. Но в заразном. Если бы Александр Сергеевич крепко выпивал, то такая у него могла бы быть белая горячка. Но в этом деле он знал меру, а в силу своего гения мог общаться и с бесами, помимо ангелов правильных.

Что творилось в голове у поэта, прежде чем получались вечные строки, никто не знает. Возможно, примерно то, что мы увидели в спектакле. А увидели мы поэта в компании своих героев, он то наблюдает за ними со стороны и записывает, то встревает в происходящее, а в конце, как будто он священник, отчитывает тех, кого сам и придумал.

Всесторонняя эстетика и умело схваченная атмосфера праздника творчества, этого пира во время чумы-холеры, - спектакль смотрится как единое целое, на одном дыхании.

Безусловно, молодому режиссеру Илье Леонову здесь здорово помогли монстры своего дела - художник Николай Агафонов и музыкант Владислав Макаров. По ходу пьесы иногда создавалось впечатление, что именно музыка управляет всем действием. Безумные танцы и невероятная пластика актеров есть продукт интересной работы балетмейстера Александры Ивановой. В темноте зала порой было жутковато. И почему-то плохо получались фотографии. «Это он от волнения, ему не по себе», - оправдался фотограф, имея в виду фотоаппарат.

По окончании представления зрители не помчались сломя голову в гардероб, а стоя аплодисментами приветствовали исполнителей и авторов. Впрочем, смоленский зритель благодарный, он почти всегда так делает. Если бы мы не видели его глаз. Подернутые бесятинкой были глаза у зрителей. (Писалось же выше, что творение заразно.) Особенно у молодых людей, а их было на удивление много... В голову с первомайским приветом пришла фраза В. И. Ленина: «Фантазия есть качество величайшей ценности».

Автор: Владимир Молоков.

Опубликовано на сайте газеты  «Рабочий путь»pushkin-ill

Автор: Владимир Молоков

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2018

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer