«Шинель» на фестивале в Подмосковье

«Шинель» на фестивале в Подмосковье
В начале ноября 2016 года Смоленский Камерный театр принял участие в Х театральном фестивале «Долгопрудненская осень», который ежегодно проходит на сцене муниципального театра «Город» в подмосковном Долгопрудном. Организаторами этого театрального форума являются Министерство культуры Московской  области, Администрация города Долгопрудного,  Городское управление культуры, физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также театр «Город». Смоленский Камерный не впервые получает приглашение на фестиваль в Долгопрудном. Особенно запомнился успех сказки «Все мальчишки – дураки!» по пьесе К. Драгунской на первой «Долгопрудненской осени» в 2007 году.
Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

В начале ноября 2016 года Смоленский Камерный театр принял участие в Х театральном фестивале «Долгопрудненская осень», который ежегодно проходит на сцене муниципального театра «Город» в подмосковном Долгопрудном. Организаторами этого театрального форума являются Министерство культуры Московской  области, Администрация города Долгопрудного,  Городское управление культуры, физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также театр «Город». Смоленский Камерный не впервые получает приглашение на фестиваль в Долгопрудном. Особенно запомнился успех сказки «Все мальчишки – дураки!» по пьесе К. Драгунской на первой «Долгопрудненской осени» в 2007 году.

Фестиваль в Долгопрудном привлекателен не только интересными постановками (в 2016 году в программе их было 19), но и, что даже более ценно, подробными разборами после просмотра спектаклей. В жюри «Долгопрудненской осени - 2016» работали такие известные в театральной среде аналитики театра, как менеджер высшей квалификации в сфере культуры, генеральный директор творческо-координационного центра Театр-Информ Ольга Сенаторова, театральный критик, лауреат Государственной премии России, кандидат филологических наук Лидия Богова, заслуженный деятель искусств РСФСР, доцент театрально-режиссерского факультета Московского института культуры Лев Титов.

Смоленский Камерный театр, приглашенный  на фестиваль в качестве гостя, представлял одну из последних своих премьер – пластический спектакль «Шинель» по одноименной повести Н.В. Гоголя. 
Пластический спектакль – явление новомодное, в репертуаре Смоленского Камерного такой жанр появился впервые. Балетмейстер-постановщик театра Александра Иванова в своём спектакле развивает мимолетное, в общем-то, замечание Н.В. Гоголя о том, как изменилась жизнь главного героя повести Акакия Акакиевича Башмачкина с того момента, как он загорелся мечтой о новой шинели и приступил к её (мечты) осуществлению. «С этих пор, – пишет Гоголь, – как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, – и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезли само собою сомнение, нерешительность – словом, все колеблющиеся и неопределенные черты».

Эксперимент  с постановкой пластического спектакля силами артистов драматического театра оказался удачным. Не последнюю роль здесь играет также и тема «маленького человека», как нельзя более остро звучащая именно сегодня. 

В повести говорится, что Башмачкин – чиновник департамента, титулярный советник. Надо сказать, титулярный советник отнюдь не самый низший чин согласно Табели о рангах. Это чин IX класса. В армии ему соответствовали в то время капитан и ротмистр, в гвардии – поручик. Однако для человека недворянского происхождения гражданский чин титулярного советника – это потолок. Выше продвинуться по служебной лестнице было нереально. В связи с этим уместно вспомнить популярный в среде разночинцев и городских обывателей романс Даргомыжского: «Он был титулярный советник / Она – генеральская дочь. / Он робко в любви объяснился, / Она прогнала его прочь…»
Происхождение ли, отсутствие ли возможности сделать карьеру или что-то ещё¸ повлияло на характер гоголевского героя, но общеизвестно, что это страшно неуверенный в себе человек, склонный к самоуничижению. 

Гоголевская повесть для постановщика спектакля является как бы точкой отсчета, своего рода знаком. Отсылка к произведению, о котором Достоевский сказал, что «все мы выросли из гоголевской «Шинели», настраивает зрителя на то, что речь пойдет о человеке слабом, униженном. И первая же сцена «В департаменте» это подтверждает. Коллеги-чиновники и Значительное лицо отталкивают Башмачкина, всячески его третируют и в буквальном смысле (для пластического спектакля это естественно) переступают через него. Чувствуя полную безнаказанность, они самоутверждаются за счет него. 
Сцены в департаменте решены с предельным лаконизмом. Можно сказать, они механистичны, но, как справедливо заметила критик Ольга Сенаторова во время обсуждения  спектакля Смоленского Камерного театра во время фестиваля в Долгопрудном, механистичность эта оправданна, поскольку отражает весь спектр межличностных антиотношений, царящих в чиновничьей среде.
В смоленском спектакле Башмачкин хочет изменить ситуацию. По воле режиссёра он вполне допускает даже мечты о власти. Правда, только наедине с самим собой. В своих фантазиях он представляет, как бы благоговели перед ним его обидчики, если бы только он обладал властью. Мысленно примеряя треуголку Значительного лица, Башмачкин меняется даже внешне: из сгорбленного старика преображается в статного молодого мужчину…

Кульминационным моментом спектакля Александры Ивановой является корпоративная вечеринка с дамами. Корпоратив устраивают чиновники департамента. Появляется на вечере и Башмачкин. Однако  с первых же мгновений он понимает, что на этом празднике ему нет места.

В последующих сценах мы видим героя в домашней обстановке. Взволнованный  пренебрежением, которое с видимым удовольствием продемонстрировали во время вечеринки коллеги, Башмачкин как бы другими глазами смотрит на свою Шинель. Это женщина. Она уже много лет рядом с ним. Это его подруга, его нянька, его семья. Внезапно герой осозна¸т, что  его Шинель безнадежно стара, что с ней невозможно появиться в обществе… 

Председатель жюри фестиваля «Долгопрудненская осень» театральный критик Ольга Сенаторова обратила внимание на то, что в смоленском спектакле Башмачкин – молодой человек и что это совершенно новый посыл, так ещё никогда прежде не трактовали гоголевскую повесть. 
Как особенную удачу критики отметили сцены Башмачкина со Старой Шинелью. Старая Шинель – единственная, кто укрывает и согревает героя в этом холодном мире. Отказываясь от нее, он отталкивает фактически все теплое и гармоничное, что у него есть, и  с подачи эдакого современного менеджера-Портного запускает в свою жизнь Молодую Шинель. Однако то ли это счастье, о котором он мечтает, это ещё¸ вопрос… 

Продолжая анализировать смоленскую «Шинель», Ольга Сенаторова заметила, что благодаря этому спектаклю открывается, что человек становится «маленьким», когда он пытается защититься, когда враждебный мир над ним нависает, и он прячется, чтобы не страдать…
Критик Лидия Богова во время разбора спектакля высоко оценила хореографическую подготовку артистов Смоленского Камерного театра. Владение пластикой на таком уровне, как мы это видим по спектаклю «Шинель», по е¸ оценке, признак правды существования на сцене. Для акт¸ров драматического театра это уникальный опыт.

Особенно интересным, по мнению критика,  получилось решение в спектакле бытовых сцен. В завершение своего комментария Лидия Богова поздравила театр со значительной творческой удачей.
Анализируя спектакль, члены жюри наговорили смолянам много полезного и даже лестного. Лев Титов, говоря о большом количестве ассоциаций, которые вызывает спектакль «Шинель», выразил восхищение работой исполнителя главной роли Николая Фарносова. По его впечатлению, в молодом актёре и по-человечески заложена эта боль, боль гоголевского Башмачкина…

По итогам фестиваля  в Долгопрудном смоленский спектакль «Шинель» удостоен диплома первой степени, а также специального диплома «За оригинальное прочтение гоголевской повести». 
Выступая на церемонии закрытия, члены жюри фестиваля подчеркнули, что победа Смоленского Камерного театра – это, безусловно, победа автора спектакля Александры Ивановой, которая сумела средствами пластики передать характерную для мировоззрения Н.В. Гоголя уверенность в торжестве справедливости и неизбежной наказуемости зла.

Надо сказать, что и зрители, а это завсегдатаи долгопрудненского театра «Город», с восхищением приняли смоленский спектакль. Актёры уехали, а я задержалась в Долгопрудном ещё на два дня: посмотреть  и другие фестивальные спектакли, выдвинутые на конкурс, пообщаться, побыть в театральной атмосфере. И в течение всего оставшегося времени, плотно, надо сказать, заполненного просмотрами, мастер-классами, презентациями книг и другими мероприятиями, узнав, что я из Смоленска, ко мне подходили люди со словами  благодарности за «Шинель».

И ещё. В январе пластический спектакль Смоленского Камерного театра «Шинель» будет показан в Москве в Центральном доме работников искусств в рамках проекта «Звёзды из провинции».

Опубликовано в журнале "Смоленск" №1 (197) Январь 2017 г.

Автор: Светлана Романенко

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2017

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer