Земную жизнь пройдя до половины

Земную жизнь пройдя до половины

22 мая исполнилось 50 лет заслуженному  артисту России Игорю Голубеву

Смоленский камерный театр
Россия, Смоленск,ул. Николаева, 28
8(4812) 65-18-22

7

Засл.. арт. России Игорь Голубев в роли Лопахина в спектакле .«Вишневый сад».  Смоленский драматический театр им. А.С. Грибоедова

 

           Сказать, что Голубев в Смоленске популярен, значит, ничего не сказать. Как в старые, ещё дотелевизионные времена, когда театр был главным развлечением, зрители ходят «на Голубева». А теперь, когда он стал ещё и ставить, стремятся попасть на его спектакли.

           Окончив в 1992 году Харьковский институт искусств им. И.П. Котляревского и поработав в Туле, Игорь Голубев в 1994 году приехал в Смоленский драматический театр и сыграл здесь более трёх десятков главных ролей.

            Первой его работой на смоленской сцене стала роль Марата в спектакле «Только не бойся быть счастливым», поставленном (по знаменитой арбузовской пьесе «Мой бедный Марат») замечательным режиссёром Виктором Маминым. В 1996 году этот смоленский спектакль был записан на Радио России (режиссёр радиоспектакля Владимир Шведов) – случай едва ли не единственный в театральной летописи Смоленска за последние вот уже почти сорок лет.

            В полный рост дарование артиста получило развитие в спектакле «Кармен» по одноимённой новелле Проспера Мериме (постановка Игоря Войтулеви­ча, художник Николай Агафонов), в котором он сыграл Хосе.  Поставленный в 1997 году, этот спектакль более десяти сезонов украшал репертуарную афишу Смоленского драматического театра и во время гастролей в других городах неизменно оказывался в центре внимания театральных обозревателей. За время проката в силу разных обстоятельств менялись актрисы, исполнявшие роль Кармен, но Хосе всё время играл Игорь Голубев.

           Как-то в одну из наших встреч я спросила Игоря Викторовича, как он реагирует, если ему предлагают роль не главную и даже не второго плана, а совсем небольшую, эпизодическую. Он ответил, что эпизодические роли никогда его не смущали, что театром он занимается, потому что ему это интересно, и рад любой роли, если нравится пьеса.

           Поэтому в работе над спектаклем для него чрезвычайно ценен репетиционный период. Во время одного из  разговоров он сказал, что многие репетиции помнит буквально по минутам.

         – Безумно интересно, – рассказывает Игорь Викторович, – было работать с Войтулевичем. Он любил сам подбирать музыку. И нас заводил. Вот в «Кармен», к примеру, в сцене драки макилами (так называется особая палка у северных испанцев – басков. – С.Р.) звучит петербургская рок-группа «АукцЫон»… Музыку искали все – не только режиссёр и завмуз театра!

       Когда после ухода из театра Тараньжина (Александр Тараньжин – исполнитель роли Сазонова и других в первом смоленском спектакле И.Г. Войтулевича «Страсти роковыя…» по рассказам Аркадия Аверченко, ныне артист Московского театра юного зрителя. – С.Р.) Игорь Геннадьевич вводил меня в «Страсти…», эти семь дней репетиций дали мне больше, чем четыре года актёрского мастерства в институте…

       А вот Анатолий Владимирович Ледуховский вёл репетиции совершенно по-иному: спокойно, словно бы ничего не поправляя, ни интонацию, ничего. Создавал свою особенную атмосферу, как будто камертон настраивал…

       Среди крупных актёрских удач Игоря Голубева, о которых нельзя не упомянуть,  роль Михеева в спектакле Анатолия Ледуховского «Одна абсолютно счастливая деревня». Драматургической основой спектакля является пьеса, написанная режиссёром по одноимённой повести писателя и философа Бориса Вахтина. Того самого Б.Б. Вахтина, который в 60-е годы фактически был неформальным лидером молодых ленинградских писателей (в 1964 году он выступал в поддержку Иосифа Бродского, а позднее – против суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем). В 1979 году Вахтин стал участником печально знаменитого бесцензурного альманаха «Метрополь».

        Если попытаться охарактеризовать «Одну абсолютно счастливую деревню» одним словом, я бы сказала, что это спектакль-притча.  Притча о счастье жить. При всех обрушивающихся на нас трагедиях и потерях жизнь есть величайший дар, данный нам свыше. Поэтому нужно обладать мудростью, чтобы не впадать в отчаяние и спокойно воспринимать любое посланное судьбой испытание – и горе, и радость.

        Сюжет повести, взятый за основу пьесы, незамысловат: мечтательный парень Михеев  влюбляется в девушку по имени Полина. И 21 июня 1941 года вся деревня гуляет на их свадьбе. А на следующий день радио приносит весть о войне… Михеева призывают в армию, и он погибает.

        Особой пронзительности исполнены внутренние монологи героев, когда Полина ещё не получила похоронку, но чувствует недоброе, а уже погибший Михеев узнаёт о рождении двух сыновей-близнецов. В их воображаемом разговоре герой молит Полину обязательно снова выйти замуж, потому что растить детей одной – слишком тяжкая доля. В 2010 году этот спектакль был удостоен Гран-при Второго международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег», а исполнитель роли Михеева Игорь Голубев получил награду «За лучшую мужскую роль».

         Совершенно другой мужской характер у героя Голубева в спектакле «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. Имею в виду тот первый студенческий спектакль, жанр которого был определён как «повесть о юности» (режиссёр Виктор Прокопов). Игорю Голубеву досталась роль директора школы Николая Григорьевича Ромахина.

         Простоватый, прошедший  суровую школу Гражданской, Ромахин не просто учит ребят географии. Он призывает своих учеников прежде всего не забывать о человечности. Кульминационный монолог Ромахина, когда он перед строем старшеклассников «пробирал» парня, который ударил одноклассницу, преподав своим ученикам урок нравственности, Голубев произносил спокойным голосом со слегка утрированным южнорусским произношением.

        В чеховском «Вишневом саде»  в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского у Игоря Голубева была роль Лопахина. В его трактовке Лопахин не столько вчерашний мужик, сколько человек, о котором Петя Трофимов говорит, что у него нежная душа. У Лопахина действительно чувствительные душа и  сердце. И он умеет быть благодарным.

         Не мной первой подмечено, что Лопахин выкупает имение Гаевых отнюдь не ради собственной выгоды и престижа. Безусловно, он потрясен тем, что стал владельцем имения, в котором его дед и отец были крепостными. Но ведь Раневская именно благодаря его участию в аукционе  не только расплатилась с кредиторами, а ещё и получает за дом и сад хорошую цену, потому что он не поскупился и торговался лихо, стремясь не допустить, чтобы имение ушло в чужие руки. Деловой человек, Лопахин, разумеется, вернёт потраченное, осуществив свой план раздела имения на дачные участки. Однако сам факт примечателен, хотя и остаётся, в общем-то, за кадром. Ни Раневской, ни Гаеву не дано оценить подлинный смысл действий Лопахина. Вот почему у Голубева он был так подавлен.

         Яркой получилась и сравнительно недавняя работа артиста в спектакле Олега Кузьмищева «Женитьба», где Голубев играет одного из женихов – Бальтазара Бальтазаровича Жевакина. Своей трактовкой образа Жевакина артист находит ответ на вопрос, которым его персонаж озадачен в момент, когда Агафья Тихоновна ему отказывает: «Престранный случай! Вот уж, никак в семнадцатый раз случается со мною, и всё почти одинаким образом: кажется, эдак сначала всё хорошо, а как дойдёт дело до развязки – смотришь, и откажут».

         Таких, как голубевский Жевакин, вопрос о причине отказа занимает не более мгновения. Он абсолютно уверен, что в нём самом нет никакого изъяна. Он даже не обижается на Агафью Тихоновну, как не обиделся на остальных невест, к которым сватался до неё. Поразмыслив, буквально через секунду он уже собирается домой, чтобы порыться в заветном сундучке, где припрятаны стишки, против которых «точно ни одна не устоит»…

          Весной 2017 года заслуженный артист России Игорь Голубев впервые выступил в качестве постановщика. На малой сцене он поставил спектакль «Его донжуанский список» по одноимённой пьесе Валентина Красногорова, где сам же и сыграл главную роль. Третий сезон «Его донжуанский список» идёт на аншлагах. Два следующих его спектакля – «Весы» модного современного автора Евгения Гришковца и «Женщина мечты» драматурга Ольги Степновой поставлены на основной сцене театра.

          А в конце 2019 года, объявленного в России Годом театра, состоялось событие, предвещающее новый этап  взаимоотношений театров в Смоленске. Артист Смоленского драматического театра им. А.С. Грибоедова Игорь Голубев свой новый спектакль – комедию «Корпоратив» – поставил на сцене Смоленского Камерного театра. И не потому поставил, что собрался уйти из своего театра в Камерный, а просто ему захотелось поработать с другими артистами. И, надо признать, артисты не подкачали, репетировали  с азартом. И премьера прошла с большим успехом. За два месяца проката весть о «Корпоративе» разнеслась по всему городу. Уверена, что спектакль и дальше будет пользоваться спросом, несмотря на то, что сюжет пьесы (автор Алексей Щеглов) прост, очень чтоб не сказать банален. Четверо мужчин разного возраста, сотрудников небольшой фирмы во главе с директором готовятся отпраздновать 8 Марта, вернее, собрались поздравить своих коллег-женщин с Международным женским днём, однако так увлекаются «придумыванием» тостов, что так и не наступивший праздник неожиданно перерастает в вечер мужских откровений, смешных и трогательных.

        Для Голубева-режиссёра главное, чтобы происходящее на сцене порождало эмоции. А для этого нужно суметь так рассказать, так донести  до зрителя историю, чтобы каждый из сидящих в зале почувствовал, что спектакль как будто бы про него.

       – Театр, – говорит Игорь Викторович, – и призван копаться в самых потаённых движениях человеческой души. Ведь человек может быть способен на очень скверные поступки, просто жизненные обстоятельства складываются так, что этого не случилось…

      – «Разоблачённые» Вами герои «Корпоратива» на самом деле оказываются лучше, чем они казались окружающим…

      – Мне хотелось, чтобы до зрителя дошло, что мы на стороне настоящей любви и верности!

                                                                                        Светлана Романенко

Смоленская газета, 27 мая 2020 года

 

Сцена из спектакля «Корпоратив».Режиссёр-постановщик Игорь Голубев. Смоленский Камерный театр img_2413-kopiya

Автор: Светлана Романенко

Назад

© «Смоленский камерный театр», 2020

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer