NeoДачники

Смоленский камерный театр, Спектакли. , Спектакли для взрослых, NeoДачники

NeoДачники

Режиссёр-постановщик Бари Салимов

Сценография и костюмы Людмилы Пономарёвой

Хормейстер Наталья Рогачёва

Балетмейстер Александра Иванова

Музыкальное оформление Владислава Макарова

 

Премьера состоялась 5 апреля 2019 года

«Дачников», как и другие пьесы Горького, всегда старались прочесть в социальном ключе. Потому что без социального ключа, увы,  нет Горького. Такова его писательская марка, таков его крест. Но режиссёр может поворачивать этот ключ и так, и этак… И в разных спектаклях поворачивают, естественно, по-разному. ...  Смоленский спектакль интересен, прежде всего,  тем, что это взгляд из будущего. Когда всё или почти всё стало ясным, когда видны перспективы, когда всем уже хорошо известно, что важно, а что неважно… Когда понятен фон. Когда события видятся объёмно. Перед нами 1904 год. Конечно, это преддверие революции, об этом помнили и в постановках советского времени…  Однако в постановке Бари Салимова  будущее (включая три революции) определяется именно тысяча девятьсот четвёртым.

Именно это жаркое лето девятьсот четвёртого, когда на запущенной даче адвоката кучка не очень счастливых людей, пытаясь обрести своё, личное счастье или хотя бы его иллюзию, страдает, влюбляется, обижается, стреляется, разочаровывается, а более всего ведет пустопорожние разговоры… А на заднем плане на протяжении всего спектакля крупными печатными буквами появляются трагические титры, всё меняющие, придающие особый смысл исканиям персонажей или, скорее, напротив, обесценивающие и  страдания,  и скуку, и надежды этой кучки очередных несчастливых. Именно в июле 1904-го происходят ключевые  события Русско-японской войны, в значительной степени определившей жизнь России на протяжении ХХ века. Вот  сейчас, когда гротескно машет пистолетом Рюмин  и ловит карпа Басов, идет оборона Порт-Артура. Титры на задней стенке декорации напоминают зрителю   об этом: «Японцы открыли ожесточенный огонь по передовой позиции Восточного фронта – редутам Дагушань и Сяогушань, и к вечеру их атаковали».

Демократ Влас (артист Николай Фарносов) призывает сестру уйти от мужа, утративший талант писатель Шалимов (артист Александр Иванов) интересничает перед дамами, помощник присяжного поверенного Замыслов (артист Олег Марковкин) выигрывает в карты сорок два рубля, а в это время «… оба редута были оставлены русскими войсками. Русские потеряли в боях 450 солдат и офицеров. Потери японцев, по их данным, составили 1280 человек». Мечущиеся по сцене в тщетной надежде обрести  покой и счастье персонажи страшно далеки не только от народа, но и от страны. Они не чувствуют, не догадываются, что ждёт их очень скоро, всего через несколько лет... А зрители знают, перед зрителями проходят титры: «Японское командование направило в Порт-Артур парламентёра с предложением сдаться. Оно было отклонено, и 19 августа начался штурм крепости». Как известно, этим определившим будущее страны летом Порт-Артур после ожесточённого сопротивления был сдан и война проиграна. «И кто-то “Цусима” сказал в телефон», – так позднее обозначит Анна Ахматова начало ХХ века с его катаклизмами, с гибелью Империи.

Людмила Горелик, "Рабочий путь" 

© «Смоленский камерный театр», 2019

Смоленск, ул. Николаева, 28
Тел.: (4812) 66-35-13
E-mail: skteatrinfo@ya.ru

logo-footer